МО Атмосфера. Погода и климат. Кобринец О.Н.

ГУО «СШ № 1 г. Пружаны им. КБВО»

Интегрированный урок по физической географии в 6 классе (география + математика с элементами исследования)

Учитель географии: Кобринец Ольга Николаевна

Обобщение темы: «Атмосфера. Погода и климат»

Цели урока:

  1. Закрепить, обобщить и систематизировать знания и умения по теме «Атмосфера. Погода и климат» и создать условия для применения их в новой ситуации.
  2. Формировать умение применять математические методы обработки наблюдений за погодой в конкретной ситуации.
  3. Развивать интерес к математике и географии как наукам, которые тесно связаны.
  4. Развивать творческие умения учащихся.
  5. Формировать навыки коллективной работы.

Оборудование: карта г. Пружаны, карточки – задания, листы для выполнения работы, атласы, рисунки детей на тему «Атмосфера. Погода и климат».

Ход урока.

Учитель географии. «Опыт, иссле­дования и наблюдения — таковы ве­личайшие источники мудрости и твор­чества, доступ к которым открыт для каждого человека». Этими словами Чэннинга мне хотелось бы начать урок, так как мы действительно про­ведем с вами исследование, а значит, будем творить и станем чуточку муд­рее. Сегодня мы закрепляем изучение темы «Атмосфера. Погода и климат». На преды­дущих уроках нами применялись математические методы обработки наблюдений за ветром, температурой, осадками, на уроках математики вы также строили различные графики, вычисляли амплитуду и т. п. Для чего это нужно? Для того, например, что­бы построить город с учетом природ­ных условий. Итак, побудем в роли градостроителей-проектировщиков и выясним, правильно ли размещены предприятия, жилые кварталы; где нужно разместить заводы, чтобы уменьшить их влияние на воздушную среду города.

Вначале вы покажете, чему научи­лись во время небольшой разминки.

  1. На столе у вас лежат карточки. Выберите понятия, относящиеся к на­шей теме. Что означают данные понятия (повторение основных понятий по теме)?
  2. Что означают данные числа:

760 мм рт. ст.; 12 м — 1 мм рт. ст.; 1000 м – 60?

  1. Укажите стрелкой направление ветра и отметьте ветер наибольшей силы:
  • 753 мм рт. ст. — 748 мм рт. ст.
  • 762 мм рт. ст. — 763 мм рт. ст.
  • 764 мм рт. ст. — 762 мм рт. ст.
  • 758 мм рт. ст. — 756 мм рт. ст.
  • 742 мм рт. ст. — 738 мм рт. ст.

(учитель математики контролирует)

  1. Покажите стрелками направление ветра: С – В, Ю – З, В, С – З, Ю, С.
  2. Вычеркните лишнее (один ученик у доски):
  • Дождь, град, бриз, иней, снег;
  • Барометр, осадкомер, муссон, гигрометр;
  • Бриз, дождь, муссон, ветер;
  • Роса, иней, дождь, туман;
  • Роса, дождь, снег, ливень.
  1. Проводится письменная работа (по вариантам) – см. Приложение 4. После работы – проверка и выставление баллов.

Дует ветер… Обычное явление при­роды. Знакомое и понятное каждому. Порой приятное, иногда неприятное. Дует ветер и вызывает тревогу, не­сет успокоение — разные чувства. Я просила вас нарисовать к уроку ве­тер или чувство, которое он вызыва­ет. Давайте посмотрим, что у нас по­лучилось (на доске прикреплены ри­сунки детей, учитель отмечает наи­более удачные). Видите, какие разные ветры у нас получились и какие мы с вами, разные, как по-разному мы видим и ощущаем. Ветры грозные и добрые. И как замечательно, что вы увидели красоту в этом явлении при­роды, каким бы оно ни было — злым или добрым. Ветер обычен и необы­чен, удивителен. Иногда он становит­ся виновником бед и разрушений, а также необычных дождей.

Сообщение учащегося. В 1608 г. во Франции в местечке Прованс неожи­данно выпал кровавый дождь, что крайне напугало население. Почти ни­кто не сомневался, что с неба льется настоящая кровь. Утверждали, что та­кой дождь предвещает смерть, но ни с кем ничего не случилось. В 1956 г. на окраине Киева выпал белый, «мо­лочный», дождь. Суеверные люди при­нимали такой дождь за целебное сред­ство, якобы посланное богом. На са­мом же деле причиной таких дождей является ветер. Приобретая огромную силу в далеких пустынях, он нередко поднимает вверх и несет с собой на большие расстояния много красной суриковой пыли, которая и придает каплям вид крови. Что же касается «молочного» дождя, то он обычно име­ет в своем составе частицы мела и белой глины. Случаются также дожди из пауков, жуков, рыбы, апельсинов, пшеницы и т. п.

Учитель географии. Итак, вы только что слышали, что ветры приносят дожди: цветные, из апельсинов и т.д. Но существуют, к сожалению, дожди не такие безобидные. Какие? Отчего они возникают?

Да, человек активно участвует в природных процессах и явлениях. Он построил множество предприятий, ко­торые загрязняют воздух. Для того чтобы предотвратить загрязнение, не­обходим контроль, установка фильтров и дымоуловителей, использование но­вых способов получения энергии и т.д. Но очень важно также и правильно разместить предприятия, жилые кварталы.

В нашем городу тоже есть предприя­тия, которые сильно загрязняют воздух. -На уроке мы по­стараемся выяснить, правильно ли они размещены. Работать будем в группах (формирование групп). Для этого исследуем природную среду го­рода, используя математические методы обработки наблюдений.

Математик. Какие методы мы применим?

  • Построим график годового хода температур воздуха
  • Вычислим среднюю годовую температуру воздуха
  • Построим графики преобладающего направления ветра (по розе ветров).

Выполняется практическая работа в группах.

1-я группа — «Обработка наблюдений за направлением ветра»

Учащиеся строят розы ветров по сезонам года (зима, весна). (Получают карточки – задания и листы для выполнения)

2-я группа — «Обработка наблюдений за направлением ветра».

Учащиеся строят розы ветров по сезонам года (лето, осень). (Получают карточки – задания и листы для выполнения)

(Приложение 2)

3-я группа — «Наблюдения за температурой».

Подсчитывают среднюю годовую температуру, амплитуду для г. Пружаны по данным за 2016 г. и 2018 г. Строят график температур за 2018 г.

(Приложение 3)

4-я группа — «Контроль за выбросами предприятий».

Получают карточки – задания и листы для выполнения.

Учащиеся

  • подсчитывают суммарный выброс предприятий и выброс на каждый день;
  • вырезают столбики по объему выбросов для каждого из четырех предприятий;
  • строят столбчатую диаграмму ко­личества выбросов предприятий.

(Приложение 1.)

Затем все результаты работы вы­вешиваются на доску.

А теперь ответьте на вопросы:

  1. Какие ветры преобладают в раз­ные сезоны года?
  2. Какие предприятия являются основными загрязнителями? В какой части города они находятся? Каков суммарный выброс вредных веществ предприятиями»» и какое количество выбросов в день?
  3. Какова средняя годовая температура, амплитуда в г. Пружаны? Как происходит самоочищение природной среды при такой температуре?
  4. В какой сезон года воздух горо­да наиболее загрязнен?
  5. Как бы вы разместили предпри­ятия, чтобы уменьшить их вредное влияние на атмосферу города?

Сделайте вывод из всего сказанно­го. И в этом помогут вам знания по математике и географии.

Правильным размещением предпри­ятий мы, может быть, частично и ре­шим проблему загрязнения воздуха в городе, но решим ли мы этим пробле­му загрязнения атмосферы в целом? Так как атмосфера — самая подвиж­ная, самая неделимая оболочка Зем­ли, ее движение не признает государ­ственных границ. Всю атмосферу не пропустишь через фильтр, все чело­вечество в противогазы не оденешь, не отгородишь воздушное пространство одного города от другого. Борьба за чистый воздух должна включать в себя целый комплекс мероприятий. Каких?

Домашнее задание. Нарисовать в тетради план города, разместить на нем с учетом преобладающих ветров предприятия, жилые кварталы.

Приложение 1

  1. Посчитайте, сколько всего вредных веществ выбрасывают предприятия
  • ОАО «Пружанский молочный комбинат»
  • ОАО «Пружанский льнозавод»
  • ОАО «Пружанский консервный завод»
  • ООО «Нетканный мир»
  1. Вырежьте столбцы для каждого предприятия. Высота столбика должна соответствовать количеству выбросов предприятия.
  2. Посчитайте, сколько всего вредных веществ выбрасывают предприятия и сколько веществ выбрасывают они каждый день.
  3. Постройте столбчатую диаграмму количества выбросов предприятий.

Приложение 2

  1. Постройте график розы ветров г. Пружаны по данным для зимы:

С – 4 дня                                       Ю – 18 дней

СВ – 6 дней                                  ЮЗ – 25 дней

В – 5 дней                                     З – 15 дней

ЮВ – 7 дней                                 СЗ – 12 дней

  1. Постройте график розы ветров г. Пружаны по данным для весны:

С – 2 дня                                       В – 4 дня

СВ – 6 дней                                  Ю – 8 дней

ЮВ – 23 дня                                 ЮЗ – 12 дней

З – 17 дней                                   СЗ – 20 дней

  1. Постройте график розы ветров г. Пружаны по данным для лета:

С – 1 день                             Ю – 9 дней                  Штиль – 2 дня

ЮЗ – 15 дней                       З – 17 дней

В – 8 дней                             СЗ – 21 день

ЮВ – 13 дней                       СВ – 5 дней

  1. Постройте график розы ветров г. Пружаны по данным для осени:

С – 4 дня                               Ю – 10 дней                 Штиль – 2 дня

СВ – 8 дней                          ЮЗ – 18 дней

В – 11 дней                           З – 17 дней

ЮВ – 13 дней                       СЗ – 8 дней

Сделайте вывод.

Приложение 3

Вычислите среднегодовую температуру воздуха в г. Пружаны по данным за 2016 г.

Я Ф М А М И И А С О н д
-7 -5 0 +4 + 10 + 15 +20 + 17 + 11 +6 -1 -5

Вычислите среднегодовую температуру воздуха в г. Пружаны по данным за 2018 г.

Я Ф М А М И И А ‘ С О Н д
-6 -5 + 1 +5 + 12 + 16 + 19 + 15 + 10 +7 0 -4

Постройте график изменения температуры воздуха в г. Пружаны за 2018 г. Сделайте вывод.

Приложение 4

1-й вариант.

  1. Область пониженного давления с наименьшим давлением в центре — это:

а) циклон; б) бриз; в) антициклон.

  1. Воздушные массы — это:

а) приземные слои атмосферы;

б) большие объемы воздуха со своими свойствами (температурой, влажностью);

в) верхние слои тропосферы.

  1. С высотой атмосферное давление:

а) понижается на 1 мм рт. ст. на каждые 12 м подъема;

б) повышается на 1 мм рт. ст. на каждые 12 м подъема;

в) не изменяется.

  1. Зимний муссон дует:

а) с моря на сушу; б) вдоль побережья; в) с суши на море.

  1. Резкое повышение давления, похолодание, понижение влажности, ливне­вые осадки связаны:

а) с теплым атмосферным фронтом;

б) с холодным атмосферным фронтом;

в) с циклоном.

  1. Укажите причины и признаки, относящиеся к летнему муссону:

а) возникает в результате нагревания суши и моря;

б) образуется в результате охлаждения суши зимой;

в) над морем давление пониженное;

г) над морем давление повышенное;

д) дует с суши на море;

е) дует с моря на сушу.

  1. Вычислите температуру воздуха на высоте 5 км над Минском, если в городе термометр показывает +10 °С:

а) +2 °С; б) -10 °С; в) -20 °С.

2-й вариант.

  1. Атмосферное давление — это:

а) сила, с. которой воздух давит на земную поверхность;

б) вес воздуха в определенном объеме;

в) давление атмосферы на живые организмы.

  1. Движение воздуха в горизонтальном направлении — это: а) туман; б) ветер; в) облака.
  2. Максимальное количество осадков на Земле выпадает в:

а) тропических широтах;

б) экваториальных широтах;

в) умеренных широтах.

  1. На сколько градусов понижается температура воздуха на каждые 100 м высоты:

а) на 1 °С; б) на 0,8 °С; в) на 0,6 °С.

  1. Самые высокие и самые низкие среднемесячные температуры воздуха над сушей в Северном полушарии наблюдаются в:

а) июне и феврале; б) июле и январе; в) августе и феврале.

  1. Укажите причины и признаки, относящиеся к зимнему муссону:

а) возникает в результате нагревания суши и моря;

б) образуется в результате охлаждения суши зимой;

в) над морем давление пониженное;

г) над морем давление повышенное;

д) дует с суши на море;

е) дует с моря на сушу.

  1. Определите высоту горы, если у  подножия атмосферное давление 760 мм, а на высоте — 540 мм:

а) 3500 м;                б)  420 м;                     в) 2200 м.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.