Открытый урок по русскому языку Г.М. Ковалевич

Г.М.Ковалевич, классный руководитель 11 класса

ГУО «СШ №1 г. Пружаны им. КБВО»

Нравственный классный час

Тема: Путь к Человеку…

Цели: определить основные ценности человека; формировать понятия «зависть» и  «прощение»;

развивать критическое мышление, умение работать в группе, прогнозировать;

стимулировать стремление неустанно работать над собой, над своим совершенствованием;

воспитывать гуманное отношение к человеку, милосердие, доброе отношение к близким, друзьям, учить прощать

Ход классного часа

Недостаточно родиться человеком. Надо еще им

стать. Вся жизнь может  уйти на это…

Путь к себе не стелется перед тобой. Его надо

уметь найти, понять…

Человек начинается с того, что задумывается о

самом себе и о том, что вокруг…

М. Панич

  1. Организационный момент. Вступительное слово классного руководителя.

— Мы живём в мире, в котором, к сожалению, слишком много зла, ненависти, жестокости и насилия. И настолько сильно в нашей жизни это проявление всего агрессивного, антигуманного, античеловечного, что очень трудно рассмотреть те нравственные ценности, которые должны быть доминирующими в жизни молодого подрастающего поколения. На сегодняшнем классном часе мы поговорим с вами о нравственности,  поразмышляем над тем, что значит быть Человеком?

Звучит песня «Каждый выбирает для себя» (сл. Ю.Левитанского, муз. В.Берковского).

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя.

 

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.

 

Каждый выбирает по себе

Щит и латы, посох и заплаты,

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

 

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя.

 

Слово классного руководителя

Вставал вопрос в любые времена –

Что жизнь такое? Для чего она?

Сто мудрецов на то ответ искали

У звёзд, богов, земли, воды, огня.

А что известно? То же, что вначале –

На старой тайне старая броня.

Так, может, надо подойти иначе

К извечно не решаемой задаче

И суть в другом аспекте изложить:

Раз есть она, то как её прожить?

В качестве эпиграфа к нашему сегодняшнему разговору хочется взять слова М. Панича (зачитывается эпиграф ). Данные ориентиры подскажут, в каком направлении должен идти поиск истины, что надо в себе изменить к лучшему, усовершенствовать, чтобы не пройти по жизни впустую, не предать в себе Человека.

  1. Картинная галерея.

— Работать с вами мы сегодня будем в трёх группах. Хочу раскрыть секрет вам и нашим гостям. Вчера на информационной минутке я пригласила ребят в картинную галерею. Перед ними были три зала: №1, №2, №3(классный руководитель показывает картины, изображающие жизнь как наслаждение, жизнь как общение и жизнь как поиск её смысла, но никак это не комментирует и названия залов не называет).

№ 1. № 2. № 3.

Пусть каждый из вас выберет тот зал, в который ему хотелось бы войти. Те, кто выбрал первый зал, сидят сегодня за первым столом, те, кто выбрал второй зал, — за вторым столом, ну и, соответственно, за третьим столом сидят те, кто вошёл в третий зал. Выразите общее мнение: почему вам хотелось войти именно сюда? А теперь давайте узнаем, в какой зал вам захотелось войти. Идеи зала:

Жизнь как наслаждение.

Жизнь как общение с другими людьми.

Жизнь как поиск смысла жизни.

  1. Ранжирование учащихся.

— Ребята, разделите листок на две половины. Слева укажите самые отрицательные, на ваш взгляд, человеческие качества и пороки, а справа, наоборот, самые высокие нравственные ценности.

( Ребята зачитывают сначала левый столбик, а потом – правый).

  1. Интерактивная беседа

Одним из самых распространённых человеческих пороков является зависть. О ней – наш разговор.

  1. Приходилось ли вам испытывать чувство зависти к другому человеку? Чему вы завидовали, что происходило в вашей душе? Попытайтесь сформулировать, что такое зависть?

Зависть – чувство досады, вызванное благополучием, успехами другого. (Плутарх)

Зависть – это сожаление о чужом благе. Зависть есть скорбь о благополучии ближнего. ( Св. Григорий Богослов)

Христианская заповедь гласит: «Не завидуй, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое». Зависть – одно из самых сильных человеческих чувств. Чему обычно завидуют люди? Завидуют чужим заработкам, благосостоянию, таланту, способностям.

  1. Вспомните пословицы и поговорки о зависти. К чему может подтолкнуть зависть? Можно ли бороться с завистью? Как?

Из всех страстей зависть самая отвратительная. Под знаменем зависти шествуют ненависть, предательство и интриги. (Гельвеций)

Пословицы (1. В лихости и зависти нет ни проку, ни радости. 2. На чужое добро глаза разгораются. 3.В чужих руках ломоть велик. 4. Дешева рыба на чужом блюде. 5. Брови нависли – злоба на мысли. 6. Завидущие глаза не знают стыда. 7. Завистливый по чужому счастью сохнет.)

  1. Что производит в душе зависть? Вредит ли она окружающим?

 

  1. Работа с рассказом «Месть» Людмилы Петрушевской.

— А сейчас я вас познакомлю с рассказом Людмилы Петрушевской «Месть». Текст будет читаться частями. Каждый раз, когда я буду прерывать чтение, вы попробуете спрогнозировать продолжение рассказа. А потом посмотрим, чей прогноз более близок к оригиналу.

Месть

Одна женщина ненавидела свою соседку, одинокую мать с ребёнком. По мере того как ребёнок вырастал и начинал всё больше бегать по квартире, та женщина стала словно бы невзначай оставлять на полу то бидончик с кипятком, то банку с раствором каустической соды, а то роняла коробку с иголками прямо в коридоре. Бедная мать ни о чём не догадывалась, потому что девочка ещё очень плохо ходила, а ползать по коридору мать её не выпускала, так как была зима. Но должно было настать то время, когда ребёнок мог выйти из комнаты на простор коридора. Мать делала соседке замечания, что это на самом ходу стоит банка, или «Раечка, вы снова упустили иголки», на что соседка спохватывалась и жаловалась на свою страшную память. А ведь когда-то…(Прервать чтение).

Когда-то они были подружками, ещё бы, две одинокие женщины в двухкомнатной квартире, у них много было общего и даже гости бывали общие, в дни рождения они ходили друг к другу с подарками. Кроме того, они всё друг другу рассказывали, но тогда, когда Зина стала ходить с уже большим животом, Рая её возненавидела до потери сознания. Она просто заболела от ненависти, начала являться домой поздно, не могла спать по ночам, ей всё время чудился мужской голос за стеной у Зины, ей казалось, что она слышит слова и стуки, в то время как Зина жила совершенно одна. Зина же, наоборот, ещё больше привязалась к Рае и даже ей однажды сказала, что это большое счастье, что у неё такая соседка, как старшая сестра, которая никогда не бросит в тяжёлую минуту. Рая действительно помогала Зине шить детское приданое и отвезла её, когда пришло время, в родильный дом, только приехать за ней и новорожденным ребёнком не смогла, так что Зина …( Прервать чтение)

лишний день просидела в роддоме без приданого и наконец унесла оттуда ребёнка в казённом драном одеяльце с обещанием вернуть. Рая отговорилась болезнью и так и отговаривалась всё время болезнью, и ни в магазин ни разу не сходила для Зины, ни купать ей не помогала, а только сидела с какими-то примочками на плечах. И на ребёнка она даже и не смотрела, хотя Зина всё время приносила его на руках то в ванную, то в кухню, то гулять, да и дверь в её комнату была всегда открыта – заходи и смотри.

Зина заблаговременно перешла на надомную работу, освоила вязальную машину, поскольку родни у неё не было, а про хорошую соседку это было только красное словцо, на самом деле она не могла ни на кого положиться, сама взялась, самой и нужно было нести груз. Когда дочка была маленькая, Зина отвозила работу и ездила за получкой одна, оставляя ребёнка спящим, а когда девочка стала спать мало и выросла, начались хлопоты. Зине приходилось брать её с собой. А Рая упрямо возилась со своими плечевыми суставами, даже сидела из-за них на больничном, но попросить её посидеть с ребёнком Зина не решалась. А Рая начала …(прервать чтение)

подготовку к убийству ребёнка, и всё чаще Зина, ведя топающую девочку за обе руки по коридору, видела в кухне на полу стакан как бы с водой, или видела на табуретке горячий чайник с висящей набок ручкой, но подозрений у Зины никаких не бывало. По крайней мере , она всё так же весело щебетала со своей девочкой, говоря ей: «Скажи, мама». Но, уходя в магазин или на работу, Зина стала запирать ребёнка, и это не прошло даром.

Рая страшно разозлилась. Зина как-то ушла, …(Прервать чтение)

девочка за дверью проснулась, видимо, выпала из кроватки и, наверное, сильно расшиблась, поскольку страшно кричит, и что она лежит при этом под самой дверью. Рая не могла больше слышать эти крики, надела резиновые перчатки, взяла из ванной хранившуюся там пачку каустической соды, развела её в ведре и стала мыть полы в коридоре, причём плеснула раствор под дверь, где лежала девочка. Крик перешёл в вопль. Рая вытерла полы в коридоре, всё вымыла – ведро, щётку и перчатки, — оделась и ушла в поликлинику. После врача она сходила в кино, походила по магазинам и вернулась домой вечером.

В комнате Зины … (Прервать чтение)

было темно и тихо. Рая посмотрела телевизор и легла спать, но не смогла уснуть. Зины не было всю ночь и весь последующий день. Рая взяла топор, вскрыла дверь и увидела, что в комнате пыльно, что на полу у кроватки застывшее пятно крови и широкий след к дверям. От потёка каустической соды не осталось никакого следа. Рая вымыла соседке пол, прибралась у неё и стала ждать в лихорадочном нетерпении. Наконец через неделю пришла Зина, сказала, что девочку схоронила, что устроилась на работу по суткам, и больше ничего она говорить не стала. Ввалившиеся глаза и жёлтая, обвисшая кожа говорили сами за себя. Рая не стала утешать Зину, жизнь в квартире теперь замерла, Рая одиноко смотрела телевизор, а Зина то работала сутками, то отсыпалась. Она словно сошла с ума, везде развесила фотографии дочери. Боли у Раи усилились, она не могла поднимать руки и ходить, не помогали даже уколы в суставы. Врачи определили отложение солей. Дело дошло до того, что Рая не в состоянии была сварить себе обед  и даже поставить чайник на огонь. Когда Зина бывала дома, она кормила Раю с рук, но Зина всё реже приходила домой, отговариваясь тем, что ей тяжело. От боли в плечах Рая перестала спать.

Узнав, что Зина работает санитаркой где-то чуть ли не в больнице, Рая попросила у неё достать сильное болеутоляющее типа морфия. Зина сказала, …(Прервать чтение)

что не может: «Я на такие дела не хожу».

-Тогда надо принять побольше этих. Отсчитай мне тридцать штук.

-Нет, не буду, — сказала Зина, — от моих рук ты не умрёшь.

— Но мои руки не поднимаются, — сказала Зина.

И тогда больная нечеловеческим усилием дотянулась до флакончика ртом, зубами вынула пробку и высыпала все таблетки в рот.

Зина сидела у постели. Рая умирала очень долго. Когда наступило утро, Зина сказала:… (Прервать чтение).

-А теперь слушай. Я тебя обманула, Леночка моя жива, хорошо бегает. Она живёт в доме ребёнка, а я там санитаркой. А под дверь ты плеснула не каустиком, а обыкновенной питьевой содой, я подменила каустик. А кровь на полу – это Леночка ушибла нос, когда выпала из кроватки. Так что ты не виновата, ты ни в чём не виновата, никто бы этого не доказал. Но и я не виновата. Мы в расчёте. И тут она увидела, что на мёртвом лице медленно проступает улыбка счастья.

— Как вы поняли содержание рассказа?

— На какие мысли натолкнул он вас? Какова основная идея рассказа?

  1. Составление синквейна «Зависть»

Синквейн – пятистрочие. Первая строка заключает в себе одно слово – имя существительное; вторая строка – два имени прилагательных; третья строка – три глагола; четвертая – фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение к описываемому предмету; в пятой строке – синоним первого существительного.

Зависть

Жестокая, разрушающая

Убивает, ненавидит, преследует

Разрушает в человеке нравственную основу

Зло

  1. Тест «Завистливы ли вы?»

Мудрец сказал: «Нет ни одного порока, который так вредил бы благополучию людей, как зависть, ибо те, которые им заражены, не только огорчают самих себя, но и омрачают радость других». Зависть съедает человека изнутри, отнимая у него настолько много сил, что порой их больше ни на что не остаётся. Подвержены ли этому пороку вы, покажет тест.

  1. Считаете ли вы, что на престижную работу можно устроиться только по знакомству?

а) Да; б) Нет.

  1. Увидев, что человек крупно выиграл в шоу «Поле чудес» или «Кто хочет стать миллионером?», появляется ли у вас желание стать участником игры?

а) Да; б) Нет.

  1. Вы согласны с тем, что «зависть — это печаль о благополучии другого»?

а) Да; б) Нет.

  1. Портится ли у вас настроение, если, придя в гости, вы обнаруживаете, что кто-то одет гораздо лучше вас?

а) Да; б) Нет.

  1. Раздражает ли вас, что друзья учатся лучше вас?

а) Да; б) Нет.

  1. Вам безразлично, какая зарплата у родителей ваших приятелей?

а) Нет; б) Да.

  1. Возникает ли у вас чувство, что по сравнению с вашими знакомыми или друзьями вы невезучий человек?

а) Да; б) Нет.

  1. Вы разделяете мнение, что сегодня только благодаря своему интеллекту и трудолюбию невозможно стать сверхбогатым человеком?

а) Да; б) Нет.

  1. Если кто-то из ваших друзей отправляется на каникулах в тёплые страны, хочется ли вам поступить так же?

а) Да; б) Нет.

  1. Всегда ли вы искренне радуетесь успехам друзей?

а) Нет; б) Да.

  1. Если вы видите у друга какую-нибудь оригинальную вещь, вам хочется приобрести такую же?

а) Да; б) Нет.

  1. Согласны ли вы с утверждением: «Незавидна участь того, кому никто не завидует»?

а) Да; б) Нет.

За каждый ответ «а» начислите себе 2 балла, за ответ «б» — 0 баллов. Суммируйте баллы и подведите итоги.

0–8 баллов. Зависть вам несвойственна. Вы усвоили простую истину: если не хочешь страдать, не будь завистливым. Вы радуетесь жизни, наслаждаясь тем, что у вас есть, а не горюете о том, чего у вас нет.

10–14 баллов. О вас нельзя сказать, что вы лишены этого порока. Чаще всего, завидуя кому-либо, вы называете это белой завистью, но, как зависть ни называй, она завистью и останется. Эзоп сказал: «Если кому-нибудь везёт больше, чем вам, не завидуйте ему, а порадуйтесь вместе с ним, и его удача станет вашей». Научитесь воспринимать успехи других людей как стимул делать свою жизнь ещё лучше.

16–24 балла. Вы завистливы. Не стоит тратить своё драгоценное время на это пустое занятие, ибо мудрость гласит: «Зависть никогда не знает праздника, а пламень её коварен и способен сжечь дотла». Перестаньте завидовать и начните жить!

  1. Разговор о прощении

Другой нравственной категорией, противоположной зависти, является прощение. Давайте, используя тезис недописанных предложений, порассуждаем: Прощение — …; простить – значит… (Через несколько минут учащиеся озвучивают свои варианты ответов).

А сейчас составим синквейн «Прощение»

Прощение

Долгожданное, мучительное

Задуматься, измениться, сомневаться

Чтобы простить, надо любить

Радость

  1. Рефлексия

Учащимся предлагается вспомнить обиды, даже мелкие, на своих одноклассников, постараться их простить. Учитель предлагает всем учащимся стать по кругу, положить руки на плечи и по кругу, обращаясь друг к другу, закончить предложение: «Я прощаю тебя (имя ученика, к которому обращаются)…(назвать, что прощают), потому что я научился прощать». Например: «Я прощаю тебя, Аня, что ты оскорбила меня на перемене, потому что я научился прощать. Я прощаю тебя, Вова, что обозвал меня, потому что я научился прощать.

  1. Заключительное слово классного руководителя

Заканчивается наш разговор. Но не заканчивается путь к себе, путь к Человеку. Вы только в самом его начале. Человек рождён для счастья, как птица для полёта. Правда, счастье тоже каждый понимает по-своему. Но один из героев Толстого сказал: «Я знаю только два несчастья – болезнь и угрызения совести. Отсутствие одного из них – это уже счастье». Так будьте здоровы нравственно и физически, будьте счастливы. И пусть каждый из вас сможет сказать себе:

У самого кромешного предела

И даже за него теснимый веком,

Я делал историческое дело:

Упорно оставался Человеком.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.