Открытый урок по русскому языку у Якимовец И. С.

Открытый урок в 5 «А» классе.

Учитель Якимовец Инна Сергеевна

Тема: Правописание корней с чередующимися гласными е-и

Цель: Формирование навыка правописания корней бир/бер, мир/мер, тир/тер, стил/стел, пир/пер, дир/дер, блист/блест

Задачи:

1. Научить учащихся применять правило правописания е/и  в корнях с чередованием, развивать память, орфографическую зоркость

2. Воспитание интереса к родному языку

Ход урока.

  1. Организационный момент
  2. Проверка выполнения домашнего задания. Индивидуальные задания на карточках.(Дома учащиеся составили словарный диктант по изученным темам, а на уроке пишут его под диктовку учителя).

На доске 30 слов с чередование в корнях. Учащимся нужно выбрать 15 любых слов и вставить пропущенные буквы.

  • Закрепление изученного.

Учитель читает загадки на белорусском языке, а учащиеся переводят их на русский язык, пишут отгадки и называют орфограммы

  1. Сярод поля нізенькі агеньчык гарыць

Среди поля низенький огонек горит (Василёк)

  1. Дыхае, расце, а хадзіць не можа

Дышит, растёт, а ходить не может.(Растение)

  1. Зімой расце каранём уверх, а вясной памірае

Зимой растет корнем вверх, а весной умирает. (Сосулька)

Физкультминутка

Рисование изученных корней с чередованием глазами, руками и носком ноги.

  1. Объяснение нового материала:

Ира                      и-а

На доске примеры:

  1. Вытирать – вытру
  2. Собирать – соберу
  3. Задирать – задеру
  4. Замирать – замерла
  5. Запирать – заперла
  6. Застилать – застелить
  7. Заблистать – заблестеть

Учитель говорит, что в корнях бер – бир, пер – пир, дер – дир, мер – мир, тер – тир нам помогает девочка Ира,  а в корнях блест – блист, стел – стил нам помогает ослик Иа.

Пример: забирать                           застилать

Словарные слова урока

  • Что общего у 7 этих корней? (чередование)
  • Можно ли написание в них проверить ударением? (нет)
  • А как можно проверить? ( а )

Учимся правильно обозначать орфограмму

Вытереть – вытирать

  1. Закрепление изученного: упр. 137 (распределительный диктант)

и                                                                     е

Собирать цветы

Доверие избирателей

Расстилать ковер

Соберусь в школу

Убери в комнате

Постелить бельё

Сочетание слов

Опираться на стол

Опершись на локоть

Учитель: Говорят, что итальянский скрипач Николо Паганини иногда готовился к концертам беззвучно, не прикасаясь смычком к струнам, но повторяя его движения в воображении. Если вы для усвоения трудных слов возьмете всех своих помощников одновременно: глаза, уши, голос, руку – вы научитесь правильно писать эти слова с такой легкостью, будто сама рука пишет.

Спишите с доски четверостишие и вставьте пропущенные буквы:

Люди пишут, а время стирает,

Все ст…рает, что может ст…реть.

Но скажи, если слух ум…рает,

Разве должен и звук ум…реть.

  1. Мы продолжаем собирать словарные слова.

Игра-шарада «Составь слово»

  1. Буква – глухая пара к з (с)
  2. Буква – гласная, если после а (и)
  3. Буква рычит, как зверь – р.
  4. Буква гласная в , если после       нет   a     (е)
  5. С нее начинается ночь (н)
  6. Буква ничего не значит, но смягчает (ь)

Словарное слово – сирень

  • Обобщение изученного.

Учитель читает сказки А.С.Пушкина (отрывки), где есть орфограммы сегодняшнего урока. Учащиеся записывают эти слова в виде диктанта.

  • Рефлексия. Сигнальный диктант.

е – хлопаем

и – топаем

собираться, замереть, заберу, протереть, поджигать, блестеть, блистательный, умирать, расстелить, застилать.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.