Выпускные экзамены и ЦТ. Рекомендации педагога-психолога учащимся, родителям и педагогам

Как не бояться экзамена? Рекомендации учащимся

Нам не раз приходилось сталкиваться с подобными проблемами, которые отбирают массу сил и нервной энергии. Каждый из нас на опыте убедился, что чем лучше подготовился, чем больше знаешь, тем и волнуешься меньше… А знаете ли вы, что существует обратная зависимость между уровнем интеллекта и показателями тревожности, возникающих накануне важных для человека событий? Чрезмерная мотивация еще более усиливает нашу тревогу. Интеллектуальная же деятельность позволит правильно оценить ситуацию, рассчитать силы и сориентироваться в условиях неопределенности… А еще она поможет освободиться от чрезмерного напряжения. Почему?

Интеллект – это сложное и насыщенное явление психики, включающее в себя целый набор психических процессов: скорость мышления, память, эрудицию, или общую осведомленность, легкость переключения внимания и многое-многое другое. На плохую память часто жалуются, но на плохой интеллект – никогда! Вот почему важно развивать не столько память, сколько мышление. Это особенно чувствуется в ситуации экзамена. Если мы не распределили силы перед экзаменом, прогнозы его исхода будут самыми неопределенными и мы окажемся во власти психической напряженности или стресса до тех пор, пока ситуация как-нибудь не разрешится. Пусть даже провалом…

Неопределенность, вызванная дефицитом информации, негативно скажется на всей нашей деятельности. Когда к этому добавится дефицит времени, или цейтнот, стрессовая ситуация может стать угрожающей: для здоровья, для чувства собственного достоинства, для положения в обществе…Когда же мы, наконец, понимаем, что не контролируем ситуацию, появляется страх, парализующий волю, мышление и даже мышцы… Мышечный блок еще более усиливает страх, образуя замкнутый круг.

Переживание страха – состояние очень вредное для всего нашего организма. Кроме того, оно всегда приводит к неуверенности в себе, в свои силы, к разного рода сомнениям – иными словами к тому, что приводит к ослаблению защитных сил организма, повышенной секреции эндокринных желез, обеспечивающих адаптацию к стрессам (например, адреналину), что собственно и отравляет наш организм. Раны победителей заживают быстрее, чем раны побежденных… А на экзамене страх получить неудовлетворительную оценку, потерять уважение окружающих или показаться смешным тормозит сознание, мешает сосредоточиться и найти верное решение.

С самого утра нужно закреплять настрой творческой активности и планомерно отключать себя от вредных привычек: злобы, чрезмерной суетливости, пассивности, а также от курения и других вредных привычек…

Позитивный настрой – источник добрых эмоций, а мудрая улыбка – генератор творческой энергии. Но, если мы готовились в спешке, заучивали сложные формулы и постулаты, в суете собирались на экзамен, то и на экзамене наши мысли будут также скакать… Теперь мы только в спешке можем что-то вспомнить, потому, что в спешке и запоминали.

Можно ли ожидать других темпов подготовки к экзамену, если мы приступаем к изучению предмета как раз перед самым экзаменом? У многих ответ готов: зубрить, не вникая в смысл прочитанного, писать шпаргалки (что тоже полезно) или надеяться на счастливый билет! Лишь у самой двери той комнаты, где сидят «монстры-экзаменаторы», появляется дрожь в коленках – это реакция на страх – и тогда понимаешь, что не готов!

Подогреваемые советами друзей, которые наверняка все знают, мы разочаровываемся… в себе. У нас начинает формироваться комплекс неполноценности, когда понимаем, что несомненно хуже всех… Комплекс неполноценности – пренеприятный аккомпанемент неуверенности, он обязательно возникает у того, кто переутомился, не сумел подготовиться морально, даже если хорошо усвоил сам предмет.

Тогда являешься на растерзание экзаменационной комиссии с опухшими от бессонных ночей глазами, неуверенно выбирая билет и бормоча его номер, и все мысли куда-то спарились, кроме одной; похожей на доминанту: скорее бы все это закончилось!. А бодренькие одноклассники, что ругали жестокостью комиссии, что-то уверенно вещают и еще больше вгоняют нас в комплекс. Комплекс неполноценности – самое плохое, что могло придумать наше сознание. Он даже сам по себе гипнотизирует окружающих, заставляя их увидеть все наши недостатки… Советуем вам срочно от них избавиться! Первым шагом на пути к истреблению комплексов будет ваша уверенность.

Уверенность хотя бы в чем-то, пусть даже в завтрашнем дне. Неуверенность, временно возникающая из-за ограниченных возможностей нормально действовать, часто бывает обусловлена переутомлением. Чтобы избежать неуверенности, следует выходить на подиум свежим и отдохнувшим. Помните, что перед экзаменом лучше спать, чем учиться! И чем важнее для вас экзамен, тем больше моральных сил вам понадобиться, и тем больше надо спать. Только во сне в нервных клетках образуется тигроидное вещество, которое необходимо для полноценного бодрствования. Оно так называется потому, что под микроскопом похоже на раскраску тигра. Чрезмерный расход этого вещества приводит к серьезным нарушениям психики. Поэтому если вы почувствовали усталость, сильную сонливость, лучше отдохните! А вместо судорожных и бессмысленных повторений прочитанного материала, дайте своему мозгу установку: сохранить информацию. И спите себе спокойно! Именно во сне происходит переработка всей накопленной за время бодрствования информации, которая сортируется и укладывается поглубже, подобно тому, как мы укладываем книги на полках, – и сохраняется в долговременной памяти.

Случается, что мы не можем уснуть из-за комплекса «недо», когда нам все еще кажется, что недочитал, недоучил, недоповторил и вообще недопонял. И если вовремя не остановиться, силы и время, потраченные на подготовку к экзамену, не дадут желаемых результатов, тогда бессонница, переутомление, и снова неуверенность… А может мы неэкономно распределили время, отведенное на подготовку к экзамену? Тогда распределите его равномернее! А материал разбейте по главам, темам, количеству килобайт информации – как хотите! Но обязательно оставьте один день на повторение материала.

День, а не ночь! Ведь до экзамена всегда не хватает именно одного дня. Так вы избежите цейтнота и его непредсказуемых последствий. Не готовьтесь к экзамену в спешке, и помните, что всегда лучше меньше…, чем ничего! Случается, что мы переутомляем свой мозг бессмысленным повторением, когда сами того не замечая, вместо осмысления материала, начинаем его попросту зубрить… Вернувшись к нему через время, ничего не можем вспомнить. И учим заново, спешим, волнуемся.

Появляется порочный круг зубрилы. Выученный наизусть материал, к сожалению, не будет полезен там, где понадобится решить задачу или ответить на дополнительный вопрос. Ну, если, конечно, вы не собираетесь его декламировать как стихи. Тогда десятка обеспечена. Представляете химия в стихах! Или математика! (У учителей этих дисциплин юмора должно хватить).

А если вас успокоит учебник под подушкой, когда вы укладываетесь спать, то пусть он там лежит, если конечно не давит затылок. Но не учите во время еды: на экзамене вас кормить не будут (экзамен – не дрессировка!). Все равно организм будет настроен на переваривание пищи, а не информации. Наши предки говорили: Когда сядешь есть, не закрыв книгу, заешь память… Так что умейте отдыхать от информации, хотя бы во время еды и сна! И не спешите охватить всю программу сразу, за один день. Да и сам экзамен – чудесный пример эффективного усвоения некоторой части учебного материала. Иногда свои экзаменационные билеты и ответы на них мы будем помнить всю жизнь…

А еще не приглашайте накануне экзамена друзей в гости, даже если они согласятся писать за вас шпаргалки. Лучше учить самостоятельно, а повторять уже вместе. И не рекомендуется также запомнить сразу все. Ничего не получится! Мы все равно ограничены возможностями оперативной памяти. Ученый-психолог Миллер, сравнивая память с кошельком, куда можно положить ограниченное количество денежных единиц (не более 7-ми, 8-ми, 9-ти), установил, что человек может запомнить и повторить только 7 плюс минус 2 символа. По этой причине мы короткое время можем удерживать в памяти номера телефонов, адреса, имена события, любые 7 цифр или букв, до тех пор, пока они не запомнятся… или не забудутся. При этом для памяти не важно, какие деньги мы положим в кошелек: доллары или центы. Если объединить эти простые символы (центы) в сложные, более насыщенные информационные единицы, например, буквы – в слова, слова – в предложения, а предложения – в мысли и увязать их с помощью образов, то объем информации существенно сократится. Для этого понадобится не память, а логическое мышление, которое и позволит нам выделить общее для этих символов. Поэтому после повторения 7-9-ти символов (новых слов, чисел и т. п.) делайте небольшие паузы. За это время ваш мозг сохранит информацию даже без вашего прямого участия. Слишком длинный ряд символов, например, случайных чисел, в оперативной памяти не сохраняется. В этом случае мы имеем дело с законом Края, когда запоминаются только первые и последние символы в ряду, а середина – пуста, забыта. Можете сами это проверить. Думайте, прежде чем отвечать. Кроме того, нам должно быть интересно, тогда и работа спорится. Мы почему-то запоминаем тот номер телефона, владелец которого нам нужен или нравится. И вряд ли забудем интересную и нужную для нас книгу. Некоторые, номера или адреса, наоборот, ну никак не укладываются в памяти. Именно поэтому учиться нужно с интересом. Постарайтесь сделать изучаемый материал для себя интересным, найти в нем то, что может оказаться когда-нибудь нужным и полезным. Ищите информацию самостоятельно, тогда она лучше усваивается. Осмысливайте ее.

А еще никогда не бойтесь учителя! Главное, с первого же момента подготовки к экзамену, рассчитывайте только на десять баллов, независимо от ваших прошлых заслуг. А чем это вы хуже других?! Обязательно обеспечьте себе запас для снижения оценки. А рассчитывая на десять баллов, не ставьте ее целью всей вашей жизни, лучше представьте, какая у вас появится возможность на экзамене высказаться, проявить свою эрудицию и способности, и, наконец, похвастаться! Обязательно сохраняйте свою индивидуальность: не сравнивайте себя с другими, особенно, перед экзаменом.

И не реагируйте на нелицеприятные замечания окружающих относительно ваших знаний, внешности, способностей и т.п. Вам виднее! Перед тем, как идти на экзамен, никогда не прислушивайтесь к жалобам одноклассников, обиженных на всю экзаменационную комиссию. Отвечая на вопросы, старайтесь не вспоминать, а думать: пробелы в памяти заменит удачно обоснованная мысль. Будьте спокойны при подготовке, ведь вашей жизни ничто не угрожает! Помните об успехах! Любите и уважайте себя как личность, единственную и неповторимую, способную преодолеть любые трудности, а не только сдать экзамен. Сдав экзамен, не спешите освобождаться от груза полученных знаний, возможно, они пригодятся вам в будущем. Но не следует и относиться к своей памяти, как к чердаку, заполненному разным хламом. Делайте, как советовал Шерлок Холмс, периодическую уборку этого хлама…

На экзамене, а затем и на всю жизнь сохраните уверенность в себе. Уверенность в себе, писал Ф. Шиллер, – основа для того, чтобы радоваться жизни и иметь силу, чтобы действовать. С этим чувством подойдите ко всем жизненным проблемам, например, взаимоотношениям с родителями. Если они вас не понимают, как это часто бывает, постарайтесь спокойно и уверенно изложить свои претензии и пожелания. Может быть, перечисленные выше советы помогут вам найти язык взаимопонимания. Тогда вместе прочтите

Выпускные экзамены. Как планировать время при подготовке к экзамену? Рекомендации учащимся

Умение планировать свое время – одно из самых главных умений в жизни. И чем раньше вы научитесь этому, тем успешнее будет процесс обучения в будущем.

  1. Для начала купите ежедневник и распишите в нем сроки повторения материала. Хорошо было бы при этом учесть, кто вы – «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально загрузить «активные» часы.
  2. Планирование важно выполнить в трех вариантах: ежемесячное (если еще позволяет время), еженедельное, ежедневное.
  3. Важно составить план работы, четко определить, что именно будет изучаться каждый день. Не вообще: «Немного позанимаюсь…», а какой именно предмет вы планируете изучить (или повторить) сегодня и какие конкретно разделы.
  4. И помните: лучше заниматься каждый день по часу, чем один раз в неделю, но целый день. Необходимо чередовать работу и отдых.
  5. Начинать занятие следует с более трудных вопросов, которые вы знаете хуже всего, оставляя более легкие для вас темы на конец занятия. Но бывает и так, что заниматься не хочется – «нет настроения». В таком случае полезно начать, наоборот, с того, что вы знаете лучше, что более интересно и понятно для вас.
  6. Учите больше, чем требуется, и дольше, чем вам кажется необходимым. У вас должен быть запас знаний, благодаря которому на экзамене вы быстро вспомните материал.
  7. В конце каждого дня подготовки следует проверить, как усвоен материал: вновь кратко записать планы всех вопросов, которые были проработаны в этот день. Если вы сумеете спланировать свое время, то и настроение будет лучше (оттого, что вы не «утонули» в материале и успели повторить все вопросы), и оценки выше.

Как научиться концентрировать внимание?

Рекомендации учащимся

Часто бывает так, что во время изучения какого-либо предмета появляются посторонние мысли, хочется отвлечься и т.д., особенно когда предмет не из любимых. И в этом случае необходимы дополнительные методы, помогающие сконцентрировать внимание:

  1. Подготовьте место для учебы. Там не должно быть ничего лишнего, что могло бы отвлечь ваше внимание: уберите вещи, которые вам не понадобятся в процессе подготовки, разложите учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.д. В интерьер комнаты желательно внести желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность.
  2. Поза во время занятий должна быть «собранная». Лучше сидеть не в мягком кресле, а на твердом стуле.
  3. Можно включить тихую фоновую музыку, заглушающую посторонние звуки, которые отвлекают от работы.

В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал весь организм. Для того чтобы глаза отдохнули, можно выполнить ряд упражнений:

  • Крепко зажмурьте глаза (3-5 сек.), затем откройте глаза (3-5 сек.)
  • Быстро моргайте в течение 1-2 мин
  • Посмотрите попеременно вверх-вниз (10сек), влево-вправо (10 сек)
  • Взглядом рисуйте лодочку, качающуюся на волнах
  • «Напишите» взглядом свое полное имя
  • Попеременно фиксируйте взгляд сначала на удаленном предмете (10сек), затем – на листе бумаги перед собой (10 сек)

Как организовать процесс активного запоминания?

Чтобы хорошо сдать экзамен, надо много выучить. Поэтому запоминание – ключевой момент в подготовке к экзаменам. Для лучшего усвоения материала важен активный подход к делу.

  1. Необходимо учитывать особенности предмета, по которому предстоит сдавать экзамен. При подготовке к устному экзамену целесообразно систематизировать и повторить весь изученный материал, а при подготовке к письменному экзамену, например по русскому языку или математике, важно сосредоточиться на отдельных разделах программы.
  2. Не надо стремиться заучивать все – лучше подчеркивать, выписывать и конспектировать важные места.
  3. Полезно повторять материал по вопросам. Прочитав вопрос, сначала вспомните и обязательно кратко запишите все, что знаете по этой теме, и лишь затем проверяйте себя по учебнику. Особое внимание следует уделять правилам, подзаголовкам параграфа – это поможет выделить главные мысли, которые станут опорными пунктами вашего ответа.
  4. Повторять материал нужно вслух. Чтобы ответ не получился скомканным и непоследовательным, необходимо составить план ответа, и обязательно на бумаге, а не в уме.
  5. Ответы на самые трудные вопросы желательно рассказать внимательному слушателю или записать на диктофон, а затем прослушать себя. На устном экзамене легко вспомнится материал, рассказанный вами вслух перед зеркалом.
  6. Очень полезный метод, которым пользуются многие при изучении иностранного языка, – запись слов на карточки. Его можно использовать и для других предметов, записывая, например, правила русского языка, рисуя схемы, отражающие процесс или ход событий, физические законы и т.д.
  7. Не повторяйте билеты по порядку. Лучше напишите номера на листочках и тяните билет, как на экзамене.
  8. Проверено также, что степень усвоения материала повышают групповые занятия.

Не забывайте делать перерывы!

Позанимавшись час-полтора, отдохните в течение 10 минут. Если вы устали и вас клонит в сон, то лучше лечь и немного поспать. Эффективный отдых повысит вашу работоспособность.

Как психологически подготовиться к экзаменам?

Рекомендации учащимся

Успешность на экзамене зависит не только от содержательной, но и от психологической готовности к нему. Многие обычно уделяют много внимания тому, чтобы овладеть материалом по предмету (понять его и запомнить), однако, кроме этого, необходимо научиться преодолевать волнение, справляться с тревогой. Почти все в той или иной степени волнуются перед экзаменом. Если немного, то это даже хорошо – происходит мобилизация организма, он «готов к работе». Но если волнение сильное, это плохо. В этом случае можно использовать несколько приемов, которые помогут вам справиться с волнением.

Во-первых, вы можете мысленно прокрутить весь экзамен: «Вот вы, успокоившись, входите в кабинет, подходите к столу и берете билет. Вы знаете материал и отвечаете на все вопросы». «Прожив» это мысленно, во время настоящего экзамена вы будете чувствовать себя спокойнее и увереннее.

Во-вторых, несколько простых упражнений, которые вы освоите в период подготовки к экзаменам, можно использовать на экзамене перед началом письменной работы или после того, как вы возьмете билет на устном экзамене. Эти упражнения помогут вам снять внутреннее психоэмоциональное напряжение, расслабиться и даже улучшить настроение с помощью дыхания и самовнушения.

Упражнение 1.

Сядьте удобно, выпрямите спину. Сосредоточьте свое внимание на словах «Я спокоен». Повторите их медленно, несколько раз. Не пытайтесь отгонять мысли, т.к. это вызывает дополнительное напряжение. Затем мысленно повторите 5-6 раз: «Правая рука тяжелая». Снова повторите: «Я спокоен». После этого 5-6 раз произнесите слова: «Левая рука тяжелая». Затем повторите: «Я спокоен». В завершении сожмите кулаки, сделайте глубокий вдох. Сделайте выдох и расслабьте кисти рук. Затем повторите все сначала, но «тяжелеют» при этом ноги.

Упражнение 2.

Встаньте прямо, сделайте глубокий вдох, разводя руки в стороны, поднимая ладони до уровня груди. Вздохнув, задержите дыхание, представив, что все волнения и переживания накапливаются в воздухе. Затем сделайте резкий выдох (при этом издав звук «х»), наклоняя туловище вперед, бросая руки как плети к носкам. Справиться с тревожным состоянием поможет чередование напряжения и расслабления тела.

Упражнение 3.

Сядьте удобно, руки свободно положите на колени ладонями вверх, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали весь сок».

Расслабьтесь. Теперь представьте себе, что лимон находится в правой руке. Повторите это упражнение. Вновь расслабьтесь. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь.

Научитесь не думать о провале на экзамене. Наоборот, мысленно рисуйте себе картину уверенного ответа. Последние 10-12 часов перед экзаменом важно использовать на восстановление организма.

Вечером перед экзаменом погуляйте, сходите в бассейн – займитесь тем, что отвлечет вас от событий предстоящего дня. Ночью следует хорошо выспаться.

Перед экзаменом не рекомендуется слишком много есть. После плотного завтрака вам захочется поспать, а не идти на экзамен. Однако и голодными идти на экзамен тоже не следует. Важно также избегать употребления стимуляторов (кофе, крепкого чая и т.д.) – нервная система и так в напряжении.

Итак, вы готовы! Вы собраны! Вы уверены в своих знаниях!

Помните, что вера в успех – это половина успеха!

Выпускные экзамены. Ваши действия на экзамене

Важно успокоиться непосредственно перед входом в кабинет. Для этого прекратите волнительные разговоры с товарищами. Вспомните и воспроизведите мысленно что-то приятное, не относящееся к экзамену, – например, как вы летом ездили отдыхать на юг и купались в теплом море.

  1. Взяв билет, прочитайте вопросы. Начните подготовку к ответу с легких для вас вопросов, а потом переходите к более сложным.
  2. В своем ответе важно показать знание сути вопроса и умение строить причинно-следственные связи. Поэтому сначала тезисно напишите примерный план ответа. После этого вы успокоитесь, мысли станут более ясными. Теперь вы можете дополнить свой ответ иллюстративным материалом (примерами, аргументацией и т.д.).
  3. Планируйте время так, чтобы его хватило на все вопросы. Не тратьте слишком много времени на один вопрос (который вам кажется очень сложным). Оставьте время на проверку ответа.
  4. У вас осталось время? Не спешите идти отвечать или сдавать работу. Отложите ее в сторону. Закройте глаза и сосредоточьтесь. Вы ничего не хотите добавить к своему ответу? Помните, что самые «умные» мысли приходят в голову после того, как ответ уже написан. Если вам больше нечего добавить, то используйте оставшееся время на проверку (на письменном экзамене) или послушайте, о чем спрашивает учитель отвечающего (на устном экзамене), т.к. вопросы иногда повторяются.
  5. Непредвиденные ситуации:
  • Вы что-то забыли на экзамене. Чтобы вспомнить это, используйте следующий прием: запишите первое, что придет на ум по этой теме. Эти слова помогут вам вспомнить другие слова, и в конце концов вы сможете вспомнить то, что хотите.
  • Вы на полуслове забыли, о чем надо говорить. Не паникуйте, такое может случиться с каждым! Повторите последнюю фразу, это поможет вам восстановить логику ответа. Если не получилось, посмотрите на листок и переходите к следующему пункту плана своего ответа. В конце ответа всегда есть возможность вернуться к тому, что вы пропустили, начав фразу словами: «Я хотел бы добавить…» — или что-то в этом роде.
  • Вы увидели, что вас не слушают. Не обижайтесь, продолжайте ответ, не обращая на это внимания.
  • Вам задали дополнительный вопрос. Не пугайтесь, это вовсе не означает, что вы плохо отвечали или вас хотят «завалить». Не спешите с ответом. Если нужно, попросите время на обдумывание. Прежде чем говорить, сформулируйте ответ в уме.
  • Вы допустили ошибку. Не надо бояться, они бывают у всех. Если вы знаете, как ее исправить, сделайте это. Если вы сомневаетесь, ошибка ли это, продолжайте отвечать, как будто ничего не произошло.

Рассматривайте экзамен как ситуацию совместной работы, общения с экзаменатором.

Держитесь уверенно, помните о хорошей осанке, улыбайтесь и будьте настроены доброжелательно по отношению к экзаменатору. Поддерживайте зрительный контакт с ним.

При ответе на экзамене учитывайте, что слишком оживленная мимика, излишняя жестикуляция и громкий голос мешают слушающему сосредоточиться, однако и вялый, тихий ответ с большим количеством пауз может разочаровать экзаменатора. Соблюдайте меру во всем.

У вас все получиться!

Ни пуха ни пера!

Психологическая поддержка при подготовке к экзаменам и централизованному тестированию. Рекомендации родителям учащихся

В период подготовки к вступительным испытаниям и сдачи экзаменов дети испытывают большое физическое и психологическое напряжение. В это время им как никогда нужна поддержка и помощь родителей.

Важно правильно организовать питание ребенка. Во время интенсивного умственного напряжения оно должно быть сбалансированным, разнообразным, с достаточным количеством фруктов и овощей. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага, стимулируют работу мозга. Также полезен шоколад.

Уделяйте ребенку больше внимания. Будьте мягче с ним и не столь категоричны в суждениях. Когда ребенок рассказывает вам о своих тревогах и волнениях, не комментируйте их, а поддерживайте его словами: «В нужный момент ты все вспомнишь. Я верю в тебя». Полезно рассказать историю об успешной сдаче экзамена из своей жизни.

Не следует усиливать переживания ребенка своим собственным тревожным состоянием. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент, как правило, справляются со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может «взорваться». Если вдруг оказалось, что отсутствует какой-то необходимый материал для подготовки к экзамену, не упрекайте ребенка в безответственности. Скорее всего, это случайность, лучше найдите недостающий источник, пока ребенок работает с другим материалом. И ваш сын или дочь будут благодарны вам.

Старайтесь не показывать ребенку свою тревогу по поводу экзаменационных баллов и отметок. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным критерием его возможностей. Как правило, ребенок сдает не один, а несколько экзаменов: порадуйтесь с ним успешному результату, не критикуйте ребенка после экзамена, поддержите, если экзамен сдан не так, как хотелось бы, – это не трагедия.

Помогите ребенку правильно организовать процесс подготовки к экзаменам. Наблюдайте за самочувствием ребенка, т.к., кроме вас, никто не сможет вовремя заметить ухудшение состояния его здоровья, вызванное переутомлением. Постарайтесь создать доброжелательную атмосферу в семье.

ВЫПУСКНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ. Психолого-педагогическая поддержка учащихся учителями-предметниками

Рекомендации педагогам

  • сосредоточьтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки;
  • создайте ситуацию эмоционального комфорта;
  • ни в коем случае не нагнетайте обстановку, постоянно напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов;
  • создайте ситуацию успеха, применяйте поощрение. В этом огромную роль играет поддерживающее высказывание «Я уверен(а), что ты справишься»;
  • обеспечьте детям ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться. Если ребенок обращается за помощью: «Посмотрите, я правильно делаю?» – лучше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: «Я уверен(а), что ты все правильно сделаешь, и у тебя все получится»;
  • очень важно, чтобы неуверенный в себе ребенок получил положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора. Если ребенок не может приступить к выполнению задания, долго сидит без дела, стоит спросить его: «Ты не знаешь, как начать? Как выполнить следующее задание?» – и предложить альтернативу: «Ты можешь начать с простых заданий или просмотреть весь материал. Как ты думаешь, что будет лучше?»;
  • ни в коем случае нельзя говорить тревожным и неуверенным детям фраз типа «Подумай еще», «Поразмысли хорошенько», Это только усилит их тревогу и никак не продвинет выполнение задания;
  • помогайте подростку поверить в себя и свои способности;
  • помогайте подростку избежать ошибок;
  • поддерживайте выпускника при неудачах;
  • подробно расскажите выпускникам, как будет происходить экзамен, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру экзамена;
  • приложите усилия, чтобы родители не только ознакомились с правилами для выпускников, но и не были сторонними наблюдателями во время подготовки ребенка к экзамену, а, наоборот, оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку;
  • учитывайте во время подготовки и проведения экзамена индивидуальные психофизиологические особенности выпускников. Психофизиологические особенности – это устойчивые природные характеристики человека, которые не меняются с возрастом и проявляются в скорости протекания мыслительно-речевых процессов, в продуктивности умственной деятельности.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.