Посещая регулярно занятия учителя-дефектолога, звукопроизношение школьника может приобрести характер «кабинетной речи», когда в кабинете учителя-дефектолога (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Это свидетельствует о том, что процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты выполнения домашних заданий, направленных на автоматизацию поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день.
Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. Поставленный звук еще очень хрупкий. К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении.
Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному и проводится в строгой последовательности:
— автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
— автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
— автоматизация звука в предложениях;
— автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
— автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
— автоматизация звука в разговорной речи.
К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.
Этапы и приёмы автоматизации поставленных звуков в речи.
Автоматизация звука в слогах.
Слог – более простая речевая единица по сравнению со словом. Кроме того, слоги лишены смысла, у ребенка, в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слов, что облегчает их автоматизацию. Включает произношение слоговых сочетаний с определенным звуком (са – сы – со).
Автоматизация звуков в словах.
Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (са – сад). Для автоматизации звука в словах можно использовать такие игры и игровые упражнения: «Повтори за мной» (ребёнок за взрослым повторяет слова); «Назвать слова по картинке»; «Я знаю 5 слов» (придумать слова, которые начинаются на заданный звук (заданный звук в середине слова, в конце слова).
Автоматизация звука в предложениях.
Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком (в каждом слове предложения есть автоматизируемый звук).
У Сани длинные усы.
Саня катается на самокате.
У Сони новые осенние сапоги.
Оксана спускается с горки на санках.
Автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах.
Ребенку предлагается повторить или заучить чистоговорки, скороговорки и стихи.
Ас – ас – ас – у нас дома ананас.
Ос – ос – ос – у Сони в сумке кокос.
Ус – ус – ус – на окне у Сони фикус.
Ыс – ыс – ыс – Денис, пей кумыс.
У Сони и Сани в сетях сом с усами.
В саду темно, все спят давно. Одна сова не спит, на суку сидит.
Автоматизация звука в рассказах.
Рассказы — это вид связной речи, наиболее близкий к разговорному. Воспроизводя рассказы, ребенок окончательно закрепляет вызванный учителем-дефектологом звук, а затем переносит его в самостоятельные высказывания.
Подготовила учитель-дефектолог Коцефирко И. Г.
Комментарии: