После кризиса семи лет наступает относительно тихий и уравновешенный период жизни. Детская психология 8-9 лет очень интересная и имеет множество особенностей, ведь именно сейчас формируется индивидуальность ребенка, и он начинает чувствовать себя самостоятельной личностью.
В этом возрасте ребенок продолжает интенсивно расти (меняется рост и масса тела), продолжается изменение пропорций тела, совершенствование внутренних систем, идет подготовка к половому созреванию. К концу этого периода внешне ребенок будет уже казаться взрослым, но это обманчивое впечатление. При внешней крепости и развитости все системы организма ребенка очень хрупкие, нужно следить за соблюдением режима дня, выполнением гигиенических процедур, соблюдением основ здорового образа жизни. В этом возрасте совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. Кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12 годам). Нервная система младших школьников неустойчива. Возбуждение и торможение нервной системы связано с ее малой подвижностью. Баланс между нервным возбуждением и торможением не сложился. Отсюда быстрая утомляемость, невозможность долго выполнять монотонную работу, младшие школьники быстро отвлекаются, не умеют быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.
Организм остается детским, достаточно чувствительным ко всему окружающему. В то же время формируется личность, которая хочет быть более самостоятельной. Происходит формирование индивидуальности ребенка.
В 8-9 лет гендерные отличия между детьми усиливаются. «Осваивая гендерную роль мальчик учится вести себя так, чтобы общественное окружение признало его мальчишеский (а в перспективе мужской статус). Девочка же стремится к статусу женщины и поэтому настроена на освоение женской модели поведения. Дети внимательно присматриваются к полуролевому поведению значимых взрослых и примеряют наблюдаемую модель на себя. У мальчика появляется особая потребность в близости к отцу, в наличие общих с ним дел. У девочек младшего школьного возраста возникает особая потребность в эмоциональной близости с матерью. Мать становится образцом для подражания. У детей начинают преобладать раздельнополые игры. Мальчики предпочитают мальчиковую компанию. Их игры и занятия становятся подчеркнуто маскулинными: война, спорт, подвижные игры. Соответственно девочки склонны к общению между собой».
В это время дети учатся самостоятельно принимать решения, критически относятся к услышанному и увиденному. Стремление к самостоятельности достигает своего пика. Ребенок жаждет все делать без помощи взрослых, самостоятельно решать, чем ему заниматься в данный момент. Несмотря на появившуюся независимость, девочки и мальчики все еще сильно нуждаются во внимании со стороны взрослых.
На протяжении младшего школьного возраста происходят существенные изменения не только в физическом развитии, но и в психическом развитии ребенка: качественно преобразуется познавательные процессы, они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью.
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения. Моральные устои и нравственное поведение воспитываются не столько словами, сколько атмосферой в доме, через подражание поведению взрослых. Воспитание ребенка в 8-9 лет рекомендуется концентрировать на выработке важных ценностных ориентиров. Приучайте сына или дочку уважать семью, старших, сверстников. Объясните, что с чужим мнением нужно считаться, принимать его, пытаться понять. Эти навыки приобретаются через пример взрослых.
В 8-9 лет у ребенка активно развивается критическое мышление. Многие дети в этот период начинают сомневаться в правильности действий и слов взрослых. Появление собственного мнения, несоответствие в словах и действиях родителей могут сильно влиять на общее доверие сына или дочки к маме и папе. Рекомендуется стараться соответствовать собственным словам. Если вы учите ребенка быть последовательным, рассудительным, то старайтесь сами придерживаться своих слов, контролируйте свое поведение. Важно в 8-9 лет научить сына или дочку оценивать собственные поступки. Если ребенок совершает нежелательное действие, то не спешите его ругать. Спросите, почему он так поступил, чем руководствовался. Попытайтесь научить чадо вести внутренний разговор, рассуждать над необходимостью, правильностью действий. Для этого однократно постарайтесь порассуждать над поступком ребенка, поставив себя на его место. Расскажите, как в ваших глазах выглядят его мотивы, рассуждения. Вначале сын или дочка будут внимательно слушать, как они выглядят в глазах взрослого, после чего начнут активно участвовать в обсуждении поступка. Постепенно развивая возможность рассуждать, ребенок начнет пользоваться этим умением чаще до совершения действия.
В 8-9 лет происходит расцвет творческих поисков ребенка. Рекомендуется предлагать ребенку пробовать как можно больше всего. Создавать поле, где он может пробовать все разное – танцевать, петь, играть на барабанах, в театральной студии, ходить в бассейн, заниматься гимнастикой. Личность и способности развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом.
В этот период нужно уделять достаточно времени внутреннему миру сына или дочки, стараться сохранить доверительные отношения. Ребенку в 8-9 лет важно чувствовать себя нужным членом семьи, активно участвовать в решении важных вопросов. Позвольте ему принимать решения там, где он может это сделать без вреда для собственной жизни, и вы увидите, как быстро развивается его умение рассуждать, находить ответы на сложные вопросы.
Комментарии: