ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
В 2016/2017 учебном году профильное обучение организовано в Х классе и продолжается в ХI классе для тех учащихся, которые обучались в профильных группах в 2015/2016 учебном году.
Профильному обучению на III ступени общего среднего образования предшествует допрофильная подготовка учащихся.
При организации профильного обучения и допрофильной подготовки учащихся в новом учебном году необходимо руководствоваться Методическими рекомендациями Министерства образования от 30.05.2016 № 05-20/94 «Об организации в 2016/2017 учебном году допрофильной подготовки и профильного обучения на III ступени общего среднего образования» (далее – Методические рекомендации).
Организация профильного обучения в учреждении общего среднего образования может быть только при соблюдении всего комплекса условий (Методические рекомендации раздел III «Организационно-управленческие основы формирования сети профильных классов в регионе»)
ОРГАНИЗАЦИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.
- Порядок формирования X классов в учреждении общего среднего образования.
Зачисление учащихся в профильные классы средних школ проводится на конкурсной основе по результатам обучения на II ступени общего среднего образования: отметки не ниже 7 баллов по профильным учебным предметам, средний балл свидетельства об общем базовом образовании – не ниже 6. В профильные классы без учета среднего балла свидетельства об общем базовом образовании и отметок по профильным предметам зачисляются победители третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады по соответствующим (профильным) учебным предметам.
Зачисление в X класс, в котором все учебные предметы изучаются на базовом уровне, осуществляется в соответствии с пунктом 94 Положения об учреждении общего среднего образования.
При формировании X классов в учреждении образования необходимо учитывать:
1) количество выпускников IX классов, желающих продолжить обучение на III ступени общего среднего образования (в целом, в другом учреждении образования, например, в лицее и непосредственно в данном учреждении образования);
2) количество потенциальных учащихся X профильных классов (т.е. учащихся IX классов, имеющих отметки не ниже 7 баллов по профильным учебным предметам и средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 6 баллов) и их индивидуальных запросах, потребностях и способностях;
3) количество учащихся X классов, желающих изучать все учебные предметы на базовом уровне и (или), изучая все предметы на базовом уровне, осваивать образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих) (за счет учебных часов факультативных занятий; возможна организация обучения на базе учреждений профессионально-технического образования).
- Модели формирования X профильных классов в учреждении общего среднего образования.
При реализации профильного обучения возможно несколько моделей формирования X классов:
модель 1: объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне одинаковые учебные предметы;
модель 2: объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне разные учебные предметы;
модель 3: объединение в одном классе учащихся, изучающих отдельные учебные предметы на повышенном уровне и изучающих все учебные предметы на базовом уровне.
В школе с 2015/2016 учебного года организовано профильное обучения по модели 3 в X классе с изучением трёх предметов на повышенном уровне и открыты две группы:
— математика и русский язык;
— английский язык и русский язык.
В 2016/2017 учебном году организовано профильное обучения по модели 3 в X «А» классе с изучением трёх предметов на повышенном уровне и открыты две группы:
— биология и русский язык;
— английский язык и русский язык.
Учащиеся успешно осваивают выбранные учебные предметы на повышенном уровне. По итогам аттестации учащихся, которые обучаются в профильных группах, отмечается 100% качество обученности.
Предпрофильная подготовка в школе является, по сути, подготовительным этапом профилизации. Она ориентирована на:
– выявление интересов и склонностей, способностей школьников;
– оказание психолого-педагогической помощи школьникам в выборе профиля образования;
–развитие широкого спектра познавательных интересов и познавательной активности;
– формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования.
Предпрофильная подготовка представляет собой совокупность образовательных программ, реализуемых параллельно образовательной программе основного общего образования и обеспечивает формирование социально-образовательных компетенций ответственного выбора жизненного пути, и, в частности, способствует осознанному самоопределению учащихся основной школы в отношении выбора образовательной программы общего среднего образования.
Предпрофильная подготовка осуществляется в рамках основного образования поэтапно. В школе можно выделить три этапа предпрофильной подготовки:
1) предварительный этап (при завершении обучения в 8 классе) – выявление образовательного запроса учащегося;
2) основной этап (период обучения в 9 классе) – моделирование видов образовательной деятельности и принятия решения в различных образовательных ситуациях;
3) завершающий этап (при окончании 9 класса) – оценка готовности школьника к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе.
Основными структурными компонентами базовой модели предпрофильной подготовки в школе являются:
- информирование;
- психолого-педагогическое сопровождение;
- факультативные занятия.
Первые два компонента призваны обеспечить учащихся информацией для осознанного выбора формы продолжения образования и профиля дальнейшего обучения; сформировать у них умения объективно оценивать свои способности к обучению по различным профилям. Содержательное наполнение этих компонентов связано с информационным и психолого-педагогическим сопровождением в рамках учебного расписания; индивидуальным и индивидуально-групповым консультированием психолога; с диагностикой и тестированием.
Информационная работа: информация на сайте школы, буклеты, встречи с представителями средних специальных и высших учебных заведений и т. п.), определение мероприятий по организации информирования родителей и учащихся о возможностях образовательной сети.
Психолого-педагогическое сопровождение ориентировано на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в принятии решения о выборе профиля обучения, направления дальнейшего образования, а также на создание условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.
Факультативные занятия дают возможность учащимся осуществить «пробу сил» в той или иной сфере человеческой деятельности. Они предполагают изучение и преобразование предметов и процессов, характерных для различных сфер человеческой деятельности. При этом используется понятие «профильная проба» – форма организации учебной деятельности учащихся в рамках предпрофильной подготовки, нацеленная на их профильное самоопределение относительно того или иного конкретного профиля обучения.
Таким образом, система работы по предпрофильной подготовке учащихся в школе включает педагогическую диагностику, вовлечение родителей в процесс самоопределения учащихся (и в определение профиля их обучения на третьей ступени), знакомство с образовательными услугами и возможностями, предлагаемыми будущим выпускникам школы, тренинги самопознания и самоопределения.
Комментарии: