Поступление в школу является переломным моментом в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни и характеризуется полным изменением условий жизни и деятельности, социального окружения, приобретением нового социального статуса, новых контактов и отношений, обязанностей и требований. Теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д.
Изменение привычных условий жизнедеятельности ребенка требует приспособления к ним – адаптации, предполагающей перестройку всех систем организма.
Процесс адаптации первоклассников к школе следует рассматривать как двухфакторную динамическую модель: с одной стороны, организм ребенка должен привыкнуть работать в новом режиме (физиологический фактор), с другой – ребенок должен принять новую для себя социальную роль (психологический фактор).
Рассматривая особенности физиологической адаптации первоклассников к школе, можно выделить несколько этапов:
— «физиологическая буря», или период острой адаптации (первые 2-3 недели) при поступлении в школу, когда в ответ на изменившиеся условия все системы организма ребенка отвечают бурной реакцией и значительным напряжением, ребенок переживает адаптационный стресс, в результате в сентябре многие первоклассники болеют. По интенсивности и напряженности изменений, происходящих в организме ребенка в процессе учебных занятий в первые недели обучения, учебную нагрузку можно сравнить с воздействием экстремальных нагрузок на взрослый, хорошо тренированный организм.
— период неустойчивого приспособления, когда системы организма ребёнка уже справляются с напряжением, ребенок находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия и ситуацию, но это всё ещё очень энергозатратно.
— период относительно устойчивого приспособления – связан с тем, что школьные вызовы стали для детского организма чем‑то более или менее привычным. Ребёнок уже не тратит все силы на то, чтобы научиться просто существовать в новой среде, и может начать осваивать школьную программу.
Адаптация происходит не только на физическом, но и на социально‑психологическом уровне.
Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления, в отличие от физиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически, с социально-психологической адаптацией дело обстоит иначе: что адаптироваться надо приложить специальные усилия:
дети учатся новому, более «деловому» стилю взаимодействия с педагогом и одноклассниками; учатся соблюдать распорядок и правила, у них формируется поведение; учатся реагировать на критику и создают новый образ себя — образ ученика. Педагог должен помочь детям адаптироваться к новым социальным условиям.
В ходе исследования было выявлено три уровня адаптации детей к школе.
Высокий уровень адаптации: положительно относится к школе, учебный материал усваивает легко; глубоко овладевает программным материалом; прилежен, внимательно слушает объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля, занимает в классе благоприятное отношение.
Средний уровень адаптации: положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных эмоций, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, сосредоточен им внимателен при выполнении заданий, поручений взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для интересным; дружит со всеми одноклассниками.
Низкий уровень адаптации: отрицательно или индифферентно относиться к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, необходимы постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная учебная помощь учителя и родителей, пассивен, близких друзей не имеет.
Для того чтобы период адаптации к школе прошел у ребенка относительно легко, очень важно, чтобы взаимоотношения в семье были хорошими.
Рекомендации родителям первоклассников
Воодушевляйте ребенка рассказывать дома о своих школьных делах. Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: — «Как прошел твой день в школе?» Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе.
Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами. Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет сформировать хорошие привычки к обучению. Однако, если ребенок обращается к Вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.
Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений. Ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость – как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий.
Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности.
Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения. Спокойствие домашней жизни Вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.
Комментарии: