Пожалуй, все родители хотят, чтобы их дети выросли успешными, счастливыми, способными осуществить свои мечты. Но что делать, если ваш ребенок постоянно повторяет: «У меня не получится», «Я не смогу», «Я так не умею»? Почему он не замечает своих успехов и концентрируется на ошибках и неудачах? Причина такого поведения может скрываться в низкой самооценке, которая в будущем доставит ребенку немало проблем — от неуверенности в себе и школьной неуспеваемости до нежелания преодолевать трудности и даже жить. Как же повысить самооценку ребенка? Как взаимодействовать с детьми, у которых сформировалась низкая самооценка? Ответы на эти и многие другие вопросы вы, уважаемые родители, найдете в данной статье.
Прежде всего, давайте разберемся, что представляет собой самооценка. Самооценка — это ценность, приписываемая личностью себе или отдельным своим качествам. Самооценка ребенка складывается из собственных суждений и мнений окружающих. Последние могут быть как позитивными («Молодец», «Умница», «Ты такой добрый / умный / аккуратный»), так и негативными («Неряха», «Непослушный», «Рева»). Чем чаще ребенок сталкивается с отрицательным мнением о себе, тем выше вероятность формирования у него низкой самооценки.
Низкая самооценка ребенка выражается в его неуверенности в себе, чрезмерной самокритичности, неспособности реализовать свои задатки. Часто дети с такой самооценкой имеют ограниченный круг общения и деятельности. Они не отстают от своих сверстников в интеллектуальном развитии, однако внутренняя скованность, напряжение в общении как с детьми, так и с взрослыми не позволяет им проявить себя, доказать свою состоятельность. Обычно низкий уровень самооценки сопровождается повышенной тревожностью, мнительностью, робостью и застенчивостью.
Обладает ли ваш ребенок низкой самооценкой? Определить это, уважаемые родители, вы сможете разными способами. Например, проанализировав его ответы на вопросы:
- Ты хороший?
- Ты добрый?
- Ты умный?
- Ты красивый?
- Ты послушный?
- Ты аккуратный?
Можете попросить ребенка обосновать свои ответы («Почему ты так считаешь?»). Затем подсчитайте количество баллов (за каждый положительный ответ полагается 1 балл) и оцените результат:
6 баллов — завышенная самооценка;
5 баллов — высокая;
4 балла — средняя;
3-4 балла — низкая;
1-0 баллов — очень низкая.
Итак, если вы определили, что у вашего ребенка низкая или очень низкая самооценка, самое время приступать к работе по ее повышению.
Прежде всего, уважаемые родители, вспомните: в каких случаях ваш ребенок говорил: «у меня не получится», «я не смогу»? Постарайтесь найти причины его неуверенности в себе. Для этого вспомните вместе с ребенком его успехи и неудачи. Возьмите два листа бумаги. На одном из них перечислите неудачи ребенка, на втором — все победы, которые ему удалось одержать. Приравнивайте к успехам даже самые маленькие, незначительные достижения. Затем сравните и проанализируйте оба списка. Если неудач оказалось больше, обратите внимание на мысли, чувства ребенка, его поведение, отношение к учебе. Возможно, он воспринимает учебу как тяжелый труд, но не понимает, для чего он необходим. Если больше успехов — проанализируйте собственные ожидания относительно ребенка. Насколько они соответствуют действительности? Возможно, вы хотите от ребенка больше, чем он старается достичь.
Вспомните, уважаемые мамы и папы, о чем вы мечтали в детстве? Все ли ваши мечты осуществились? Иногда родители, не реализовав своих желаний, боятся, что тоже самое произойдет и с их детьми. В таких ситуациях возникает порыв помочь ребенку, направить его, что со временем может перерасти в тотальный контроль и давление. Можно ли это заметить? Конечно. Например, на ваши подбадривания ребенок отвечает «ты повторяешь одно и то же», «я не могу больше слушать это» или делает вид, что ему скучно, что он занят своими делами и т. д. Если такие фразы и невербальные реакции вам знакомы, значит, дело не в неудачах ребенка, а в вашем взаимодействии с ним. В таком случае вернемся к вопросу о том, почему ваш ребенок постоянно повторяет: «У меня не получится», «Я не смогу», «Я так не умею»? Зачем он пытается убедить вас в том, что у него ничего не получится?
Проявляя беспокойство из-за неудач ребенка, вы показываете свои сомнения в его состоятельности и успешности, способности достичь поставленной цели и т. д. Ребенок может подумать, что проблемы возникают лишь у него. Фразами «старайся, ты станешь счастливым и успешным», «если у меня не получилось, то должно получиться у тебя» родители повышают уровень требований к ребенку. Он начинает паниковать, так как вкладывает в свои действия иной смысл. В то же время ребенок понимает, что его неудачи расстраивают родителей, и поэтому, чтобы уйти от давления и не тревожить близких, может сказать «у меня не получится», что будет обозначать «не давите на меня, я все равно не справлюсь». Таким образом, боязнь ребенка сделать что-либо неправильно, разочаровать родителей побуждает его вообще отказываться от деятельности. Чтобы убедиться в этом, вспомните, есть ли в вашем окружении люди, которым ваш ребенок не говорит фразу «у меня не получится»? Как складываются его отношения с ними? Успешна ли его деятельность?
Страх ребенка совершить ошибку, не оправдать доверие родителей будет всегда сильнее его желания достичь поставленной цели. Поймите: ваш ребенок нуждается в вашей любви, вере и поддержке. Скажите ему: «Я люблю тебя и верю в твои силы. Вместе у нас получится все!». Главнее быть для ребенка другом, а не коллекционером его наград и достижений. Не так ли?
Постарайтесь справиться со страхом за будущее детей. Это придаст им уверенности в себе и поможет осуществить свои мечты вам на радость. Ваш ребенок должен понять: его мама и папа также нуждаются в поддержке, поэтому ему нельзя останавливаться перед трудностями, нужно двигаться вперед, чтобы завтра было лучше, чем сегодня и вчера.
А что делать, если из-за низкой самооценки ваш ребенок готов на все, лишь бы «завтра» для него не наступило? Как правильно реагировать на его фразу «у меня ничего не получается, я не хочу больше жить»?
Сначала определите, что наводит ребенка на такие мысли. Например: спросите его, в какие моменты он испытывает тревогу? Ответы могут быть разными: «Меня оскорбляют в школе», «Несправедливо обвиняют в чем-либо», «Часто ссорюсь с друзьями» и т. д.
Иногда ребенок может быть уверенным в том, что приносит окружающим лишь неприятности. Вы можете услышать от него: «такого не испытывал никто, кроме меня». Эту уникальность переживаний нужно разрушить в первую очередь. Важно объяснить ребёнку, что не только он, но и его сверстники, и даже его мама и папа могут оказаться в неприятной ситуации, испытать разочарование, тревогу. Потому что всё, что происходит в нашей жизни, зависит не только от нас самих, но и от обстоятельств, поступков окружающих нас людей и т. д.
Спросите у ребенка о его планах на будущее. Как вы и ваш ребенок оцениваете: удастся ли их реализовать? Задумайтесь: как вы говорите о будущем вашего ребенка Вашим друзьям и знакомым и самому ему? Говорите ли вы другим, что ваш ребенок сможет со всем справиться, а ребенку рассказываете, что жизнь — это тяжкий труд, что он (ребенок) будет постоянно сталкиваться с трудностями, и неизвестно, получится ли у него справиться с ними. Услышав это, ребенок может потерять уверенность в своих силах, стать растерянным, тревожным. Он может убедиться, что жизнь — это бесконечная череда препятствий, которые необходимо преодолевать. Вы ориентируете ребенка на учебу, дальнейшую работу, но не объясняете, для чего это нужно, какой в этом смысл. Именно поэтому ребенок не горит желаем преодолевать трудности.
Объясните ребенку, что ни одна проблема не стоит человеческой жизни! Из любой, даже самой сложной ситуации можно найти выход! Например, получив плохую отметку, можно постараться исправить ее и т. д.
Вам, уважаемые родители, важно научиться разговаривать со своим ребенком как с взрослым. Учите его решать проблемы, а не убегать от них. Для этого нужно уметь правильно поддерживать ребенка и правильно одобрять его поступки.
Переходим к упражнениям, которые помогут ребенку повысить самооценку и избавиться от обсуждаемых проблем раз и навсегда.
Индивидуальные упражнения (предназначены для одного ребёнка)
«Я»
Спросите ребенка: «Какими хорошими качествами ты обладаешь?» Затем попросите остальных членов семьи назвать положительные качества ребенка. После этого кто-либо из взрослых перечисляет различные положительные качества. Ребенок, услышав свойственное ему качество, должен громко сказать: «Я!». В это время все члены семьи аплодируют ему.
«Солнышко»
Попросите ребенка изобразить на альбомном листе солнышко с лучами (не менее 9). Когда рисунок готов, спросите ребенка: «Какое оно, солнышко?» (Яркое, желтое, доброе, теплое и т. д.) Пускай ребенок представит, что солнышко — это он. Попросите его написать свое имя в центре солнышка или сделайте это сами (если ребенок не умеет писать).
Можно наклеить в центр рисунка фотографию улыбающегося ребенка.
Затем предложите ребенку перечислить его положительные качества. Если он не знает, с чего начать, помогите ему: «Я считаю, что ты добрый. А какой еще?» Положительные качества записывайте на лучиках. Старайтесь подписать все солнечные лучики. Позвольте ребенку немного пофантазировать, прихвастнуть. Не возражайте, если считаете, что это качество у него не развито или вообще отсутствует.
Важное условие: в чем бы ни провинился ваш ребенок, не упоминайте в момент злости про ваше рукотворное солнышко. Одна невинная фраза «Ты же солнышко, а поступаешь так плохо» способна разрушить положительный эффект упражнения.
Итак, уважаемые, родители, если вы часто слышите от своего ребенка фразы «У меня не получится», «Я не смогу», «Я всегда поступаю неправильно» и т. д. — значит, у него сформирована низкая самооценка, а не отсутствуют способности быть счастливым и успешным.
Повысить самооценку значит создать предпосылки для формирования у ребёнка чувства уверенности в себе, готовность преодолевать трудности и препятствия на пути к поставленным целям и, конечно же, достигать их.
Комментарии: