Кто, как не семья, оказывает главнейшее влияние на формирование личности ребенка. Какой сформируется личность, зависит от общей атмосферы в семье, ее нравственного и культурного уровня, морального облика и воспитательной позиции. Успешное развитие детей в семье осуществляется при наличии благоприятных условий воспитания, высокой ответственности родителей за их воспитание, при систематическом целенаправленном контроле за поведением, при правильном выборе мер воздействия на ребенка. Главной причиной отклонений от норм в поведении детей кроется в неумении родителей воспитывать. Установить же истинную причину того или иного явления нелегко. Здесь есть свои трудности, которые не сразу преодолеваются. Причины не всегда выступают достаточно четко, завуалированы, носят скрытый характер, поэтому выявление их требует длительного времени, внимательного проникновения в их суть.
Причины недостатков семейного воспитания очень разнообразны. Среди них некоторые могут выступать ведущими. Остановимся на некоторых из них. Одна из них — нарушение меры воспитания, связана с низким уровнем педагогических знаний родителей (отсутствием требовательности, отсутствия единства требований к детям со стороны взрослых членов семьи, неверное применение методов наказания и поощрения, жестокое отношение к ребенку, подавление его личности, физическое наказание, избалованность, изнеженность ребенка, приучение его к иждивенчеству. Больше всего причин отклонения от норм в поведении детей кроется в нарушении меры поощрения и наказания. Одни из них безмерно захваливают ребенка за каждое положительное проявление, бессознательно развивая в нем тщеславие, самодовольство, эгоизм, зазнайство. Другие, наоборот, не замечают и не поддерживают ростков хорошего в ребенке, что приводит его к неуверенности, к незнанию хорош или нет его поступок. Нередко наказания применяются в пылу раздражения родителей, необъективно, без учета тех обстоятельств, в которых был совершен проступок, что приводит к нарушению взаимодействия между родителями и ребенком, отчуждение, недоверие, озлобленность не только к родителям, но и к окружающим.
Большой ущерб воспитанию детей атмосфера грубости и жестокости в семье. Там, где в семьях к детям применяются систематически физические наказания, дети слабо учатся, равнодушные и замкнутые, допускают жестокость по отношению к другим. В условиях грубого воспитания развивается негативизм, равнодушие, раздвоенность жизненных представлений, озлобленность. В практике известны факты: когда детей били за плохие оценки – они начинали учиться еще хуже. Били за грубость – они начинали грубить еще больше, били за обман – они становились лживыми. Многие родители осознают вредность физического наказания. Физическое наказание – это проявление тем самым педагогического бессилия в воспитании. Родители не понимают, что лень, неумение трудиться, лживость, непослушание, упрямство не родились вместе с ребенком, он приобрел их в течение определенного периода и зародились они в результате нежелания родителей терпеливо прививать ребенку, проявляя любовь к нему, те качества, которые помогали бы ему в жизни. А в место этого, ребенок получает упреки и нравоучения, в свою очередь, становясь грубым и озлобленным по отношении к родителям.
Следующей серьезной причиной отклонений от норм поведения является неразумная, чрезмерная родительская любовь. Чрезмерная родительская опека и залюбленность характерна семьям с единственным ребенком. Обычно таким детям все разрешается и все прощается, они не знают ни в чем ограничений. Атмосфера безрассудной любви, преклонения и угождения, в которой растет ребенок, воспитывает в нем иждивенческие чувства. У такого ребенка формируется потребительская привязанность и любовь. Он не способен ничего отдавать другим. В семьях, где любование ребенком выступает на первый план, его всячески оберегают от малейших трудностей, не приучают к труду, не воспитывают посильные трудовые навыки, не развивают потребность в них, ребенок никогда не научится преодолевать трудности, а встречая малейшее сопротивление со стороны взрослых, он противопоставляет свое сопротивление, которое выражается в капризности, слезливости, упрямстве и иногда в истеричности.
К отклонениям в поведении приводит так же и недостаточность надзора, отсутствие должного внимания в семье к ребенку. Дети, за которыми не осуществляется надзор, предоставлены сами себе, они сами распоряжаются своим временем и не умеют занять его полезными делами. Ребенка нужно занимать делом. Недопустимо пустого препровождения времени. Такие дети домашние задания выполняют наспех или вообще не выполняют, по этой причине слабо успевают в учебе. Постепенно растет незнание, безответственность. Безнадзорность приводит к полному непослушанию в семье, которое полностью переносится в школу и влечет за собой недисциплинированность. В последствии, такое отношение родителей приведет к душевной черствости, эмоциональному безразличию. Безнадзорный ребенок, не имея дома родительского тепла и ласки, испытывает потребность в друзьях. Обычно его друзьями становятся такие же безнадзорные дети, которые ничему хорошему не научат. Вот почему важно не только знать, где бывает твой ребенок, но и с кем бывает, какими интересами живут те, с кем он общается.
Именно семья выполняет главную функцию, которая заключается в передаче детям системы ценностей и норм, включении их в социальную среду, в разнообразные социальные связи. Семья является мощным фактором психологического здоровья детей и ни один социальный институт не в состоянии заменить её ребенку.
Комментарии: