Режим дня в жизни детей младшего школьного возраста важен и необходим. В теории все знают, что многие трудности обучения, ухудшение здоровья связаны именно с нарушениями режима. Но на практике чётко организовать и спланировать день школьника довольно сложно. Режим основан на закономерностях, по которым живёт организм, от его соблюдения или несоблюдения, прежде всего, зависит такой важный показатель состояния организма как работоспособность. У первоклассника работоспособность снижается довольно быстро, о чём свидетельствует общее двигательное беспокойство. Через 15-20 минут после начала урока дети начинают отвлекаться, вертеться – то же самое происходит и дома во время приготовления домашних заданий. Двигательное беспокойство – защитная реакция детского организма, который как бы отключается, даёт себе отдых, не доводя до утомления. Слова, окрики, упрёки не помогают, поскольку дети не отдают себе отчёт в том, что происходит. Только спланированное переключение с одного вида деятельности на другой может предотвратить утомление и удержать внимание ребёнка.
При любой деятельности сначала происходит постепенное повышение показателей работоспособности, так называемое врабатывание. Затем наступает пик работоспособности, а потом появляются первые признаки утомления: снижается внимание, возникает двигательное беспокойство, растёт число ошибок. Это только внешние признаки. Одновременно повышается напряжение всех физиологических систем, и если вовремя не уменьшить нагрузки, а продолжить занятия с той же интенсивностью, работоспособность резко падает. Эти закономерности необходимо учитывать в школе на уроках и дома во время домашних занятий. Изменения в организме, связанные с утомлением, временны и исчезают при отдыхе и смене деятельности. Учебный процесс не может вовсе избежать утомления школьников, но должен строиться так, чтобы отдалить его наступление и предупредить возникновение переутомления. Опасность переутомления в том, что изменения происходящие в организме, уже не устраняются кратковременным отдыхом и переключением на новый вид деятельности. Если переутомление хроническое, длительно действующее, оно сказывается на росте и развитии ребёнка, общем состоянии его здоровья. Все отрицательные последствия обучения имеют в своей основе переутомление, перегрузку.
Рационально организованный режим дня младшего школьника выглядит примерно следующим образом.
Подъём за час-полтора до выхода в школу, утренняя зарядка, завтрак, который обязательно должен быть горячим. Занятия в школе. Когда ребёнок возвращается из школы, он находится на спаде работоспособности. Поэтому сначала ему необходимо пообедать, отдохнуть – и ни в коем случае не садиться сразу же за уроки. Отдых желателен активный, на свежем воздухе, в играх и движении. Нельзя ни в наказание, ни по любым другим причинам лишать ребёнка этого отдыха, он необходим ему. Для детей ослабленных, часто болеющих, со слабой нервной системой лучший отдых – полуторачасовой дневной сон в хорошо проветренной комнате. Сон способствует ещё и разгрузке опорно-двигательного аппарата и служит хорошей профилактикой нарушений осанки.
Важно правильно организовать выполнение школьником домашних заданий. Часто выполнение всех заданных на дом уроков занимает у младших школьников полтора-два часа, поскольку у них нет ещё навыков самостоятельной работы и они делают всё медленно, через силу. Максимальная продолжительность работы у младших школьников не более 30 минут. Лучшее время для приготовления уроков – 15-16 часов. Через каждые 25-30 минут необходим перерыв для восстановления работоспособности. Начинать готовить уроки надо с менее сложных, затем переходить к самым трудным.
Ребёнку, который начал учиться в школе, часто не хватает двигательной и физической нагрузки, из-за этого появляются вялость, утомляемость, задержки роста. Поэтому в распорядке дня у школьника обязательно должны присутствовать утренняя гимнастика и физкультурные минутки во время приготовления домашних заданий.
Младшим школьникам не стоит смотреть телевизор дольше 40-45 минут в день. А детям возбудимым, ослабленным стоит сократить и это время. Нельзя смотреть телевизор лёжа, только сидя на расстоянии 2-5,5 м от экрана.
В младшем школьном возрасте очень важно следить за соблюдением режима сна. Первокласснику необходимо спать 11,5 часов в сутки, включая 1,5 часа дневного сна. Сон должен быть глубоким и спокойным, поэтому не допускайте перед сном шумных игр, занятий спортом, просмотра страшных фильмов, ссор и повышения голоса. Снижение работоспособности и повышенная утомляемость могут наблюдаться и при достаточном по времени, но беспокойном сне, частых пробуждениях, что нередко бывает, когда в комнате, где спит ребёнок, включен телевизор.
Уважаемые родители! Ещё раз обратите внимание на соблюдение режима дня, помните:
- Ребёнок должен спать не менее 9 часов в сутки.
- Важно, чтобы он вставал и ложился спать в одно и то же время. Иначе организм не сможет сразу настроиться на бодрствование – и ребёнок пойдёт в школу сонным и будет таким первые два-три урока, а вечером будет долго вертеться и не сможет быстро уснуть.
- Ребёнку обязательно утром нужен горячий завтрак.
- Детям рекомендуется бывать на свежем воздухе до 1,5-2 часов в сутки, причём это должны быть активные прогулки с подвижными играми.
- Два вида гигиенической гимнастики должны занять прочное место в распорядке жизни ребёнка: короткая утренняя гимнастика и физкультурные минутки во время приготовления уроков.
- Первоклассник не может заниматься уроками непрерывно больше получаса, беспрерывно писать больше 5 минут. Второклассники и третьеклассники делают уроки не более 1,5 ч с перерывом, 4 класс – не более 2 часов (с короткими перерывами). Ребёнок сам собирает портфель.
- Мало кто воспринимает эту информацию всерьёз, но всё-таки в сотый раз напоминаем: детям нельзя смотреть телевизор более 40-45 мин и играть в компьютер больше 30 минут в день!
- Перед сном желательно читать или слушать, как читает ребёнок. Тем самым поддерживать интерес к чтению. Давать возможность ребёнку играть в спокойные игры. Так он успокоится и настроится на сон.
- Проводите выходные активно: гуляйте, играйте в спортивные игры, ходите в музеи, кинотеатры. Ребёнку необходимо переключиться, сменить деятельность, наиграться. Если ваш ребёнок два дня просидит у телевизора или за уроками, он не отдохнёт и пойдёт в школу утомлённый с нежеланием учиться.
- Многие дети плохо видят и стесняются носить очки. Бояться, что над ними будут смеяться, обзывать. Родитель должен убедить своего ребёнка в необходимости носить очки для своего здоровья: модно, стильно, а главное – будешь хорошо видеть.
И от того, насколько родители, бабушки и дедушки организованны сами и готовы помочь ребенку: вовремя разбудить, научить делать зарядку и правильно подобрать упражнения для нее, проследить за всем распорядком дня и при этом создать положительный настрой, не встав в позу руководителя послушного робота, — зависит не только учеба ребенка, но и его здоровье. Важно помнить, что нет и не может быть универсального режима дня для всех детей. Распорядок дня ребенка должен обязательно учитывать его индивидуальные особенности. И если мы осознаем важность правильной организации жизни ребенка, мы постараемся сделать так, чтобы это осознали наши дети. Что для этого нужно сделать? Во-первых, очень правильно поступают те родители, которые начинают приучать ребенка к соблюдению режима дня еще до поступления в школу. У малыша ведь легче выработать привычку к организованности и порядку, которая постепенно станет чертой характера.
Родительские «НЕЛЬЗЯ» при соблюдении режима дня.
НЕЛЬЗЯ:
- Будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему.
- Кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребенку такая еда нравится.
- Требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов;
- Сразу после школьных уроков выполнять домашние задания;
- Лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе;
- Заставлять ребенка спать днем после уроков и лишать его этого права;
- Кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности;
- Заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;
- Не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий;
- Ждать папу и маму, чтобы начать выполнять уроки;
- Сидеть у телевизора и за компьютером более 40 – 45 минут в день.
- Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;
- Ругать ребенка перед сном;
- Не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время;
- Разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно;
- Не прощать ошибки и неудачи ребенка.
Режим дня учит ребёнка планированию, самостоятельности и ответственности.
Регулярное недосыпание, неправильно спланированный день, отсутствие режима приводит к различным неврозам, нарушениям здоровья, сна, снижению эмоционального фона, отсутствию мотивации.
Комментарии: