Там, где сливаются Муха и Вец…

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

В средние века территория современной Пружанщины была ареной многочисленных битв. Существует несколько версий, связанных с происхождением названия города. Одна из них утверждает, что Пружаны происходят от слова «просо», которое в далеком прошлом было основной сельскохозяйственной культурой. Есть версия, что в конце XII — начале XIV века на наши земли проникли балтские племена прусов. Поселение, которое они основали, получило название Прусаны или Прусияны. Однако наиболее вероятной версией считается, что свое название город берет от старославянского слова «пружь» (пруд, запруда). Пружаной могла называться река, на которой сделали запруду. Так или иначе, но в 1433 году в письменных источниках впервые упоминается Прушанская волость. Вероятно, что в первой половине 15 века она вошла в склад Добучинской. Это привело на определенное время к исчезновению в письменных источниках Пружан и появление в них Добучина.

Первые сведения о Пружанах, называвшихся раньше Добучином, относятся к 1463 г., когда князь Иван Кобринский заложил здесь церковь. Добучин являлся центром Пружанской волости. В 1552 г. здесь был построен Кобринским старостой костел. В 1563 г. «Добучинский город» имел 278 хозяйств, рынок, 5 улиц: Кобринскую, Хватку, Загорье, Селецкую, Деречин. В городе работали ремесленники: 10 мясников, 3 сапожника (чеботари), 4 портных, 6 кузнецов. В городе действовали 2 водяные мельницы.  Письменные источники свидетельствуют, что во второй половине XV  века в Пружанах, которые принадлежали кобринским князьям, был княжеский двор и псарня.

В мае 1588 года новая владелица Пружан, королева и княгиня Великого княжества Литовского Анна Ягеллонка, освободила местечко от земской зависимости, подарив ему Магдебурское право вместе со статусом города, городской печатью и гербом.

Интересно, что герб Пружан был очень близок по своему содержанию итальянского Милана. Очевидно, Анна Ягеллонка подарила этот герб в память о своей матери Боне — королеве Речи Посполитой, дочери герцога Миланского Гиана Галеаца Сфорцы. За свою многовековую историю город имел несколько гербов, которые менялись, как правило, со сменой очередного хозяина. Однако дух самоочищения и обновления, который исходил от самого первого герба, видимо, никогда не покидал город: Пружаны не раз разрушались, горели в пламени войны, но всякий раз отстраивались, росли и хорошели. В 1998 году герб был обновлен и теперь является основным символом города.

После 3-го раздела Польши в конце XVIII века Пружанский повет входил в Слонимскую губернию, а в 1840 г.- в Гродненскую. Границы повета примерно совпадали с границами 1921г. В период Отечественной войны 1812 года территория повета была захвачена армией Наполеона, а затем освобождена русскими войсками. В 1817 г. площадь повета составляла 331543 десятины. Насчитывалось свыше 43 тысяч человек населения, из них крепостных крестьян в помещичьих имениях около 32 тысяч, казенных крестьян около 6 тысяч, вольных крестьян — 38 человек, дворян -305 человек, духовенства — 83 человека. В повете было 5 местечек, 420 деревень и шляхетских поселений, 32 церкви и монастыря, 8549 крестьянских хат, 96 помещичьих, 440 корчем. Торговля велась на рынках. Ежегодно бывали ярмарки: по 4 в год в Пружанах, по 7 — в Малече, 8 — в Березе. Школы содержались церквями. Находились в Пружанах 43 учащихся и 2 учителя, в Сельцах 7 учащихся и I учитель. Население повета страдало от частых неурожаев (1-2 в десятилетие). Доставка зерна из-за отсутствия дорог была невозможна. В 1858 г. из-за эпидемия вымерло в Пружанах 16 % населения. В 1866 г. разразилась эпидемия холеры. Низок был в старые годы и прирост населения. В 1850-1866 годах прирост населения составил лишь 0.06 %. Подавляющее большинство населения было неграмотным. На 1000 человек населения приходилось всего 3 учащихся. В Пружанах была поветовая школа, где училось 25 мальчиков. Во всем повете было 5 начальных школ, в которых училось 216 человек. Зато на голову населения приходилось в год 1,41 ведра водки.

В 1863 г. население повета принимало участие в национальном освободительном восстании против царского правительства. Повстанцы захватили Пружаны. Из местного населения был создан отряд под руководством Щенского Влодка. После разгрома повстанцев разбитые отряды траугутта и пружаняков длительное время скрывались в лесу фольварка Глэмбоки Конт Сухопольской гмины. Пружанская тюрьма была переполнена повстанцами.

В 1897 г. площадь Пружанского повета составляла 415 тыс. га. В состав повета входила 21 волость. Насчитывалось 132245 человек населения, из них в Пружанах проживало 7634 человека, в Березе — 446 чел., в Малече — 2004, Сельце -2533, Шерешеве -5474 человека.

90000 га обрабатываемой земли принадлежало помещикам. Крестьянам — около 137 тыс. га. На душу крестьянского населения приходилось 1,3 га. Посевная площадь озимой ржи составляла около 37 тыс. га, яровой — около 26 тыс. га, картофеля- 0 тыс.га. В повете насчитывалось 13860 лошадей, 50913 голов рогатого скота, 45363 овец, тонкорунных овец — 2525, свиней — 31726. К промышленным предприятиям в повете относилось 14 винокурен с годовой продукцией на сумму 124929 руб., 217 ветряных мельниц, 9 скипидарен и смолярен, 2 кожевенных мастерских, 5 фабрик клея, 4 известковых предприятия, 17 кирпичных заводиков с продукцией на общую сумму около 26 тыс. руб. в год. Из учебных заведений в повете действовало 2 народных школы, 6 церковно-приходских школ, 8 начальных. В Пружанах работала поветовая школа и 2-классная церковно-приходская.

К крупным населенным пунктам повета относилось местечко Шерешево, расположенное на тракте из Польши в Литву. В 1536 г. шерешевские земли были куплены королевой Боной. В 16-17 веках местечко получило привилей на торговлю. В к. 18 в. купцы из Шерешева вели оживленную торговлю с Гдыней, немецкими портами. Население Шерешева занималось ремеслом. В местечке насчитывалось 45 портных, 3 кузнеца, плотники и др.

Между 1563 и 1589 годами «Добучинский город» стал называться Пружанами. Экономика города продолжала развиваться и в 1797 был образован Пружанский повет, с центром в Пружанах. Население в Пружанах составляло:

1563 г. 1817 г. 1897 г. 1931 г.
Всего 1252 824 6332 8019
В том числе еврейского 4% 45% 68% 53%

Сравнительно молодым городом в повете была Береза. В 1563 г. о Березе упоминалось в ревизии Кобринской экономии как небольшом селе. В 1648 г. в Березе началась постройка монастыря ордена картузов литовским подканцлером Львом Сапегой. Строительство вел итальянский архитектор. Издалека виднелось здание Монастыря, крыша которого, покрытая медью, блестела как золото. В начале 18 века во время русско-шведской войны на территории монастыря разразилась битва со шведами. Шведы захватили в плен монахов и потребовали выкуп. В 1784 г. монахами была выстроена школа для детей дворян, действовавшая до 1791 г. Монастырь был закрыт царским правительством и разрушен за участие в польском национальном восстании. На его месте были выстроены военные казармы, а в 1934г. открыт концентрационный лагерь для политически неблагонадежных лиц и крупных уголовных преступников. Береза стояла на дороге из Москвы до Бреста, что благоприятствовало ее экономическому развитию.

После 1821 г. Пружаны оставались поветовым центром, в котором получила развитие мелкая торговля. Жители предместья Голендры занимались огородничеством и гончарным производством. Городок освещался электроустановкой с напряжением в 120 вольт. Свет давался до полуночи. В Пружанах размещались поветовые органы власти.

В первом разделе нашего музея расположена экспозиция предметов быта наших предков, которые использовались в XVII — начале XIX века.

Женская одежда: рубаха (кашуля), юбка (спадницы, андараки), фартука и жилеты ( гарсеты ), пояса, головные уборы и украшения. Рубашка с глубоким вырезом, воротник стоячий откладной, по центру рубашки была вышивка растительным и геометрическим узором. Узор был либо красного, либо красно-черного цвета. Андарки были украшены яркой полоской или клеткой. Низ юбки тоже украшался вышивкой. Фартук шили из белой льняной ткани, украшали воланами и вышивкой. Жилет шился из черной шерстянки, его украшали многоцветной вышивкой растительного орнамента и срезы обметывались разноцветной ниткой. Традиционные головные уборы: наймитки (так назывался головной убор), чепцы, каптуры. Шились они или из шерстяной ткани или из атласа. Украшались желтой тесьмой и отрезом белой тюли. Молодые девушки носили платки и с левой стороны цветок (букет). Шею украшали бисерными бусами их называли патерки, а также шея украшалась цветными лентами.

Мужская одежда: рубаха (кашуля), брюки (нагавицы) и разноцветный домотканый пояс. Рубаху украшали скромной вышивкой по воротнику и по долу рубахи. Рубахи шили из сурового полотна или из пестрой шерстяной ткани. Верхняя одежда: свиты-сермяги, куртки, кожухи. Рубаха, основная часть мужской и женской белоруской народной одежды. Ее носили в любом возрасте, в будние дни и праздники, при любом семейном и социальном статусе. Важный показчик этнической специфики материальной культуры белорусов. Шили из льняного домотканого полотна. Мужчины носили рубаху поверх брюк и перевязывали поясом, женщины заправляли в юбку, подвязывали передником. Праздничные, особенно женские, рубахи украшали вышивкой, чаще красного и черного цвета. В основном орнамент геометрический. Мотивы народной рубахи используют при разработке современных моделей одежды.

Полотенце, кусок ткани обрядового, декоративного и утилитарного назначения. Кроме утилитарного назначения до начала XX века полотенце применялось для каждодневного и праздничного декоративного украшения дома и икон; было одним из необходимых обрядовых атрибутов в свадебном и похоронно-поминальных обрядах. Входило в приданное невесты, являлось необходимой частью подарков невесты жениху, сватам, родственникам жениха. Полотенце перевязывали через плечо важнейших участников свадьбы. Их стелили как «подножник», на который становились молодые во время церковного венчания, использовали для обрядового связывания молодых, для обкручивания рук невесты и полотенцем украшали надмогильный крест. Как знак печали полотенце вывешивали за окно на сороковой день после смерти родственника и на деды. Во время засухи, эпидемий, войны женщины всего села ткали на протяжении дня и ночи обыдневник, который выполнял функцию апотропея. Полотенца до сих пор развешивают на придорожных крестах, на дожинках первый сноп обвязывали лентами или полоценцем. В прошлом полотенце было, вероятно, особенным языческим образом, магическим символом рода, семьи, с помощью которого как будто бы осуществлялась связь между наследниками и предками. Полоценце украшали различными по технике узористым натыканием, вышивкой, также украшали зубчатыми кружевами, орнаментальными прошвами, полосками красного ситца.

Вышитое полотенце украшает икону

Кружева, текстильные ажурно-сеточные изделия, у которых узор образуется переплетением ниток (льняных, хлопковых, шелковых, шерстяных и др.); вид декоративно прикладного искусства. Используются для урашения одежды, белья, а также как штучные изделия (салфетки, скатерти, покрывала на кровати, накидки, шарфы и т. д.). В зависимости от техники изготовления делятся на ручные (шитые иголкой, плетеные на коклюшках, вязанные крючком или спицами) и машинные. Шитые и плетеные кружева В Западной  Европе известны с конца XV в. В Белорусии кружева из золотых, серебряных, а позже из шелковых и хлопковых ниток изготавливали в начале в мастерских, созданных при монастыре, а с XVII в. и в поместьях. Во второй половине XVIII в. в Городницах около Гродно на мануфактуре, основанной А. Тызенгаузом, изготавливали кружева по иностранным (французским, немецким) узорам. Изобретение в нач. XX в. механизмов способствовало распространению кружев машинного изготовления. Орнаменты кружев, вязаных крючком, черезвычайно разнообразны: ромбы, полосы, зигзаги, треугольники, крестики, квадраты, цветы, листья, изображения людей, фигурки птиц (куры, петухи, индюки, лебеди и др.). Наиболее распространены кружева белого цвета, двухцветные (бело-красные) и трехцветные (бело-красно-черные). Ассортимент изделий: воротники, манжеты, декоративные салфетки и др.

Вязанное кружево

Лапти, традиционная сельская обувь, сплетена из лыка (лозового, липового) пеньковых и льняных витушек или веревочек. Лыко для лаптей драли в мае — июне, готовили также лутце — тонкие липовые жердочки с корой. Лыковые свертки вешали в кладовке, на чердаке дома; перед использованием их размачивали в теплой воде (чтобы были эластичными), лутце распаривали в печи и снимали с него лыко. В зависимости от техники изготовления различали 2 типа лыка: прямого и косого плетения. В XIX в. в Западной Белоруссии были распространены кожаные лапти — постолы. Изготовление лаптей было в основном мужским занятием (их плели в свободное от работы время, зимними вечерами и др.). Лапти носили мужчины и женщины, взрослые и дети на протяжении всего года. Их одевали на полотняные тряпки, зимой на суконки. Мелкая шляхта вместо тряпок употребляла шерстяные носки.

Лапти

Прялка, приспособление для механизированного прядения льна и овечьей шерсти в домашних условиях. В Беларуси известно два типа прялок — стояк и лежак. Оба типа имели одинаковые рабочие части: колесо, педаль, которой колесо приводилось в движение, и прядильный аппарат. Последний состоял из стержня и расположенной на нем шпульки для наматывания пряжи и маленьких колесиков, соединенных при помощи шнурков с большим колесом. В прялке-стояке колесо находилось между двумя вертикальными стойками под прядильным аппаратом, в прялке-лежаке сбоку от прядильного аппарата. В Беларуси прялка появилась в XVI в. на мануфактурных предприятиях. В сельском быту использовались с середины XIX в., особенно в районах интенсивного льноводства.

Прялка

Кувшин, гончарное изделие, глиняная посудина для сохранения молока и других жидких продуктов. Делали с вытянутым туловищем, выпуклыми боками, зауженным горлом, дюбкой и ушком — ручкой. Название кувшин упоминается в памятниках старобелорусской письменности. В западных районах кувшины делали на 3-6 л, использовали в качестве подойника. Украшали линейно-волнистыми контррельефными узорами, орнаментами в елочку, клетку, спиральными линиями, геометрической и животной разрисовкой и цветными красками. Горшок, гончарное изделие, глиняная посудина для приготовления горячей пищи, сохранения сыпучих веществ и др.

Черная керамика А. Токаревского

Форма горшка хорошо приспособлена для быстрого и равномерного нагревания в печи, Для прочности горшки оплетали проволокой. Изготавливали из формовочной массы повышенной огнеустойчивости с примесями песка и др., а после обжига закаляли в воде. Украшали обыкновенно глянцеватым и прочерченым по сырой поверхности геометрическим орнаментом, реже огнобной разрисовкой. Размеры горшка самые разные — от 0,5 л до 10-15 л. В маленьких горшках парили молоко, варили детям кашу, заваривали лекарственные растения. В посудинах средних размеров готовили еду на всю семью, в больших — студень, корм для животных, иногда вываривали белье и др. Местные названия горшков разнообразны и связаны обычно с обозначением емкости в гончарной системе мер, с размерами, особенностями бытового назначения и др. Наиболее распространены горшки в деревне; в городе используют для приготовления национальных блюд. Пружанская керамика, гончарные изделия мастеров из Пружан, которые в IX — 1-й половине в. были известны как одни из крупнейших гончарных центров юго-западной Белорусии. Тут изготавливали черноглянцевую посуду традиционного ассортимента: горшки и банки с крышками, кувшины, миски, тарелки, сковородки, чашки и др. Изделия определяются крупными формами с выразительным членением объемов, в основе которых шар, цилиндр, конус. Формы посуды подчеркнуты глянцевым декором в виде вертикальных и косых полос, ромбовой сеткой, завитушек, елочек и др. Характер расположения декора подчиняется членению форм изделия: туловище кувшинов и горшков с узким горлышком украшается ромбовой сеткой, горловины — вертикальными полосками. С 1984 г. в Пружанах промысел перестал существовать. Коллекции Пружанской керамики 1960-1980-х лет хранятся в Государственном музее Беларусии, Музее  старобелорусской культуры.

Образцы цветной керамики

Короб, емкость для сохранения и переноски сыпучих продуктов (зерна, муки, круп, гороха и др.), сплетенная из соломы, лозы. Высота 40-110, диаметр 35-70 см. Круглые или овальные короба в основном имели конфигурацию кувшина, бочки, горшка, часто их делали с крышками; подставкой служили одно или два соломенных звена или лозовые прутья. Имели хорошую вентиляцию, потому что в них нередко хранили продукты. Короба различают разнообразностью форм, природной красотой материала. Распространены были на большей части Белоруссии.

 

Плетеный короб

Корыто, продолговатая посудина, выдолбленная из дерева . Использовалось для замеса теста, для выпечки хлеба. Боле простое корыто, сбитое из досок, обыкновенно использовалось для кормления и водопоя животных.

Корыто и лопата для сыпучих продуктов

Лопата — принадлежность, с помощю которой сажали тесто в печь и доставали хлеб из печи, подгребали на току и перемешивали зерно, подгребали и ровняли картошку в буртах. Хлебная лопата имела обычно прямоугольную или кругловатую плоскость длиной 30-50 и шириной 25-30 см и длинное (110-135 см) держало диаметром 3.3-3.5 см. Делали ее из доски обычно лиственных пород дерева. Чтобы тесто легче ссовывалось на пол, края лопаты делали тоньше. Перед тем, как сажать тесто в печь, хозяйка покрывала лопату хреновыми, кленовыми или дубовыми листьями, аиром и посыпала сверху мукой. Хранили хлебную лопату в варивне или в каморе.

Хлебная лопата

Серп, орудие труда для уборки зерновых культур (жито, ячмень, пшеница, просо,  овес и др.). Известны с глубокой древности (каменный, бронзовый век). До конца XIX в. серп делали из железа, которое выплавляли из местной болотной руды, режущую часть зазубривали.

Серп и колодки для изготовления обуви

Для глажения белья издревле применялось специальное деревянное приспособление — каталка, а люди побогаче использовали металлические утюги на углях

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.