Как реагировать на насилие и вести себя в конфликтных ситуациях

21 декабря в нашей школе прошел родительский университет, посвященный одной из самых актуальных тем — защите детей от насилия и правильному поведению в конфликтных ситуациях.

💡 Ключевые моменты обсуждения:
✔️ Разница между конфликтом и насилием:
– Конфликт — временный, решаемый диалогом.
– Насилие — систематическое подавление с неравенством сил.

✔️ Как реагировать на рассказы ребенка о насилии:
1️⃣ Отнестись серьезно: ребенок не виноват.
2️⃣ Сохранять спокойствие и поддерживать.
3️⃣ Выслушать, задавая уточняющие вопросы.
4️⃣ Честно объяснить дальнейшие шаги.

✔️ Чего делать не стоит:
❌ Обвинять ребенка.
❌ Преуменьшать случившееся.
❌ Игнорировать проблему.

👨‍👩‍👧 Почему это важно:
Поддержка семьи — это фундамент, на котором строится уверенность и безопасность ребенка. Ваша внимательность и понимание помогут ребенку справляться с трудностями.

Благодарим всех родителей за активное участие и стремление стать опорой для своих детей!

Как реагировать на насилие и вести себя в конфликтных ситуациях

Каждому человеку, независимо от его возраста, хочется думать и верить, что в своей семье мы, как в надежном убежище, сможем укрыться от стрессов и перегрузок нашего беспокойного мира. Что бы ни угрожало нам вне дома, надеемся найти защиту и поддержку в любви тех, с кем мы поддерживаем самые близкие отношения. Однако для многих людей желание обретения семейного покоя оказывается невыполнимым, так как их близкие являются скорее источником угрозы, чем надежности и безопасности. В такой ситуации самыми незащищенными и уязвимыми остаются дети.

Насилие в семье может иметь различные формы — от эмоционального и морального шантажа до применения физической силы. Дети, с которыми плохо обращаются, могут страдать во многих отношениях. Маленькие дети подвергаются особому риску: они часто испытывают трудности в учебе, как правило, у таких детей занижена самооценка, они плохого мнения о себе и об окружающих, часто бывают напуганы и агрессивны.

Дети не могут понять, что насилие или пренебрежение — не их вина, зачастую они считают, что делают что-то неправильно и заслуживают такого отношения к себе. В такой ситуации обязанность взрослых — защитить ребенка, попавшего в подобную ситуацию.

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.

Выделяют несколько основных форм насилия: физическое, сексуальное, психическое.

Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности.

Указанные действия выражаются в однократном или хроническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему. Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации.

Психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным, так как сложно доказуемо ввиду отсутствия внешних следов.

Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет.

Ребенок, познавший человеческое насилие и растущий в атмосфере, насыщенной гневом и болью, стремится изолироваться от общества и может проявлять в своем поведении повышенную агрессивность. Такого ребенка отличает повышенная рассеянность на занятиях, ребенок испытывает трудности в обучении и воспитании по сравнению с детьми, выросшими в нормальной обстановке, плохо контролирует свои поведение и эмоции, неуверенно чувствует себя в обществе. Чтобы избежать плохого отношения к себе, ему нередко приходиться быть чрезмерно уступчивым, так же у него развиваются невротические черты и проблемное поведение.

Общее физическое и психическое развитие отличается от развития сверстников, воспитывающихся в нормальных условиях. У ребенка отмечается замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, пониженная познавательная активность, отставание развития речи, задержка психического развития, отсутствие навыков общения, конфликты во взаимоотношениях со сверстниками.

Наиболее отчетливо у ребенка проявляются недостатки развития эмоциональной сферы. Он с трудом различает эмоции взрослого, имеет ограниченную способность понимать как другого, так и себя.

Типичным недостатком развития в дошкольном возрасте является нарушение самостоятельности. Ребенок с трудом представляет свое будущее, ориентирован только на ближайшее будущее — поступление в школу, учение. Скудость, ограниченность чувственного опыта ребенка, воспитывающегося в атмосфере насилия, отрицательно сказывается на формировании его мышления и восприятия.

В семье, где принято жестокое отношение к детям, часто есть ребенок — мишень, на которого сыплются все шишки (вспомните, не так ли редко слышим мы сетование родителей «все дети как дети, а этот…Откуда такой взялся: Чего ему не хватает?».) Его считают особенным, отличающимся от других, либо слишком активным, либо чересчур пассивным и т.д., и он становится объектом агрессии членов семьи.

Нередки случаи, когда ребенок может напоминать о ненавистном родственнике («Весь в отца, такой же…» -далее идет перечисление всех «достоинств» отца), являться любимчиком одного из родителей («Вот бери пример со своего брата(сестры), они, в отличие от тебя…»), может иметь недостаток, который раздражает его мучителя («До чего он у меня бестолковый, никак на пятерки учиться не хочет!»), иметь физические и умственные недостатки.

Необходимо также выделить критическую ситуация или стечение обстоятельств, возникающие в жизни взрослых, которые часто вызывают вспышки жестокого поведения. К ним можно отнести: потерю работы, разлуку с любимым человеком, смерть, нежелательную беременность или другое событие принципиально важное для взрослого.

В таких случаях свою досаду, огорчение, боль, обиду очень хочется выплеснуть, чтобы не носить ее внутри и зачастую объектами для такого «впитывания негатива» становятся близкие люди, в том числе – дети, которые всегда рядом.

К сожалению, модель домашнего насилия, как правило, передается от одного поколения другому. Строгие наказания обычно не считают насилием по отношению к детям, а рассматриваются в качестве семейной традиции.

Очень часто причиной жестокого отношения к ребенку является недостаток элементарных знаний о детском развитии. Ожидание, что двухмесячный ребенок отреагирует на наказание, а в шесть месяцев сможет следить за своим мочевым пузырем или стулом, наивно, так как ребенок не может контролировать эти процессы ни физиологически, ни психически. Не зная этого, родители могут наказать ребенка.

Все это создает дополнительное напряжение в семье, укрепляет чувство собственной несостоятельности как родителя и вызывает реакцию со стороны родителей, выражающуюся в насилии над ребенком и пренебрежении по отношению к нему.

Анализ проблемных ситуаций (для анализа родителями). Родителям предлагаются для анализа реальные жизненные ситуации по данной тематике. Необходимо самим подумать о решении нижеуказанных проблем, для предотвращения подобных ситуаций.

Ситуация 1. Подросток, который всегда ходил в школу без особых проблем, вдруг стал мрачным, радостное настроение сменилось угрюмостью и нежеланием  идти в школу. Родители не могли понять причину изменения настроения. Лишь спустя какое-то время узнали, что по дороге в школу взрослые ребята требуют у него деньги. Для того чтобы его не били, подросток отдавал им все деньги, которые ему давали родители на завтраки.

Ситуация 2. Случайно родители обнаружили на теле девочки синяки. Долго родители выясняли причину их происхождения. Услышанное ими повергло родителей в шок. Оказалось девочка подверглась сексуальному насилию со стороны подростков. За сопротивление  били и приказывали молчать, грозя рассказать все родителям девочки.

Ситуация 3. Мальчик спешил в школу. Она находилась недалеко от дома, поэтому родители ребенка не провожали. В этот раз он вышел из дома несколько позже и немного опаздывал. Рядом с ним остановилась машина и человек, сидевший за рулем, предложил подвезти до школы. Соблазн был велик, очень уж хотелось проехать на красивой машине. Поездка обернулась трагедией…

Ситуация 4. Школьника дразнят, обзывают обидными прозвищами и во дворе, и в классе. Он отказывается ходить в школу. Родители идут к детям разбираться. На некоторое время все успокаивается, а затем издевательства повторяются и становятся еще более изощренными.

Ситуация 5. Девочка просится провести выходной день на даче у подруги. Родители не позволяют ей быть целый день вне дома, приводя различные аргументы, в том числе и возможность насилия в любом виде. Девочка возмущена, она перестает общаться с родителями, игнорирует их требования, смеется над их подозрительностью и предусмотрительностью.

В ситуацию насилия может попасть любой ребенок, поэтому очень важно родителям соблюдать следующие рекомендации:

Отнеситесь к тому, что рассказал Вам ребенок серьезно.

Сохраняйте спокойствие. Успокойте и подбодрите ребенка.

Дайте понять, что Вы ни в чем не обвиняете ребенка («Ты правильно сделал, что мне рассказал»).

Дайте ребенку выговориться. Не давите на ребенка. Попытайтесь узнать подробности. Внимательно отнеситесь к словам ребенка. Даже если факты не имели места, важно понять истоки его фантазии.

Будьте внимательны к тому, что может заставить ребенка чувствовать себя некомфортно во время беседы.

Пользуйтесь теми же словами, что использует в речи ребенок.

Не делайте замечаний за использование непристойных выражений, так как для него это может быть единственным способом описать случившееся. Повторите ребенку еще раз то, что Вы верите тому, что он рассказал.

Скажите ребенку, что Вы хотите ему помочь. Будьте честны. Объясните ему, что конкретно Вы собираетесь делать дальше. («Мне надо сказать (психологу, педагогу социальному, милиционеру) о том, что случилось. Они захотят задать тебе несколько вопросов. Они помогут сделать так, чтобы ты почувствовал(а) себя в безопасности».)

Нужно дать понять ребенку, что Вы понимаете его чувства по этому поводу, но не должны оставлять ему выбора. Скажите ребенку: «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо». Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.

Чего не стоит делать:

Не старайтесь преуменьшить значение того, что случилось. Всякое насилие имеет последствия, даже если это случилось лишь однажды или никогда не заходило дальше «баловства».

Не предполагайте, что жертва насилия «сама виновата».

Ничто не может служить оправданием для насилия. Не ищите оправданий для насильника.

Не советуйте ребенку забыть все и жить так, как ничего не было.

Не реагируйте с ужасом, высказывая очевидный шок и отвращение. Сократите высказывания оценочного или осуждающего характера.

Не переносите свои чувства на жертву.

Сегодня мы разобрали, как реагировать на конфликтные ситуации и как научить детей конструктивному поведению. Помните: ваше внимание и поддержка — ключ к безопасности и уверенности ваших детей!

Детство проходит…

Школа заканчивается очень быстро — в масштабе целой человеческой жизни этот временной отрывок – совсем ничего.

Ваши переживания об отметках однажды покажутся совершенно неважными, и, кстати, — скорее всего, эти оценки (отметки) никак не повлияют на жизнь вашего ребенка.

А что повлияет – так это атмосфера в доме. То, как вы научите ребенка переживать неудачи. Та поддержка, которую он получит (или не получит). То, как вы с ним будете общаться, пока он учится. И это, поверьте, куда БОЛЬШЕ, чем школа.

Ребенку не только учебные предметы надо учить (вернее и их тоже, но важно правильно приоритеты расставлять!) Ребенка ВАЖНО научить управлять своими эмоциями, понимать свои чувства, строить дружбу, растить опору в себе, уметь себя поддерживать и принимать. Это, пожалуй, сейчас от вас, дорогие родители, и ЗАВИСИТ.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.