В 2020 году День памяти жертв Холокоста проходит под девизом: «75 лет после Освенцима — распространение знаний и сохранение памяти о Холокосте ради достижения всеобщей справедливости».
Отмечается 27 января. В этот день в 1944 году советские войска освободили самый страшный гитлеровский концентрационный лагерь смерти Освенцим (Аушвиц) на территории нынешней Польши. В 2020 году отмечается 75-я годовщина этого события. В Освенциме по разным данным погибли от 1,5 до 3,5 миллиона человек, около 90% погибших были евреями. Всего в годы Второй мировой войны от рук гитлеровцев и их пособников погибли более шести миллионов евреев, из них более полутора миллионов — дети.
Мемориальный день в память о жертвах этого чудовищного преступления установлен Генеральной ассамблеей ООН в 2005 году по инициативе более 90 государств, в том числе Израиля, России, США, Канады, Украины и других. 23 января в Израиле прошел пятый Всемирный форум памяти Холокоста. Местом его проведения стал знаменитый «Яд Вашем» — израильский национальный мемориал Катастрофы и героизма. На форуме присутствовали главы более 40 государств.
День памяти жертв Холокоста в различных странах
Помимо Международного дня памяти жертв Холокоста, во многих странах есть свои национальные дни, когда жители поминают погибших евреев, а также других жертв геноцида (в частности, цыган, которых гитлеровцы также планировали полностью уничтожить).
В Израиле по предложению первого премьер-министра страны Давида Бен-Гуриона День Катастрофы и героизма (Йом Ха-Шоа) отмечается по еврейскому календарю 27 нисана, в день начала восстания в Варшавском гетто 1943 года. В 2020 году праздник будет отмечаться 21 апреля.
В Венгрии День памяти отмечается 16 апреля. В этот день в 1944 году началась массовая депортация евреев в концлагеря, большая часть из них погибла, не дожив до освобождения всего несколько дней.
В Латвии День памяти жертв геноцида евреев отмечается 4 июля. В этот день в 1941 году (еще до фактического прихода немцев) были сожжены все рижские синагоги, погибли тысячи евреев, в основном, от рук местных жителей.
В Румынии День памяти жертв Холокоста отмечается 9 октября. В этот день в 1941 году началась депортация евреев Буковины, Молдавии и Румынии в концлагеря и гетто Транснистрии.
Германия отмечает день памяти жертв Холокоста 27 января — он совпадает со всемирным. В 2011 году этот день был впервые посвящен геноциду не только евреев, но и цыган.
По оценкам «Энциклопедии Холокоста» (издана музеем «Яд Вашем»), погибло до трех миллионов польских евреев; 1,2 миллиона советских евреев (из них 140 тысяч в Литве и 70 тысяч в Латвии); 560 тысяч евреев Венгрии; 280 тысяч — Румынии; 140 тысяч — Германии; 100 тысяч — Нидерландов; 80 тысяч — Франции; 80 тысяч — Чехии; 70 тысяч — Словакии; 65 тысяч — Греции; 60 тысяч — Югославии.
Отдельно приведена статистика по Белоруссии (800 тысяч погибших) и Украине, где, по данным исследователей, было убито больше всего евреев бывшего Советского Союза — около 1,5 миллиона человек. Однако эти данные не являются окончательными.
6 художественных фильмов о Холокосте, которые должен увидеть каждый!
В кино — как документальном, так и игровом — тема Холокоста дала почву для шедевров золотого фонда кинематографа. Предлагаем вашему вниманию подборку фильмов, посвященных одной из главных исторических катастроф.
«СОБИБОР». Фильм о единственном в истории успешном восстании в нацистском лагере смерти снят по реальным событиям, которые произошли в Собиборе, где за время Холокоста было убито около 250 тысяч евреев.
Осенью 1943 года узники лагеря, возглавляемые лейтенантом Александром Печерским и сыном польского раввина Леоном Фельдхендлером, бежали из Собибора под огнем, открытым охранниками, через минные поля. Долгое время беглецов ловили и расстреливали, и лишь нескольким десяткам из них удалось дожить до конца войны. Но сразу после восстания лагерь был закрыт, а землю под ним вспахали и засеяли овощами.
«СПИСОК ШИНДЛЕРА». Черно-белый фильм, получивший в 1994 году главный «Оскар», рассказывает о реально существовавшем Оскаре Шиндлере, немецком бизнесмене и члене НСДАП, укрывшем на своих фабриках более тысячи польских евреев, которым грозило переселение в гетто, а затем лагеря и неизбежная смерть. На гонорар, полученный за съемки фильма, Стивен Спилберг основал фонд «Шоа», цель которого — сохранение письменных свидетельств, документов и интервью с жертвами Холокоста.
«МАЛЬЧИК В ПОЛОСАТОЙ ПИЖАМЕ». Экранизация одноименного романа Джона Бойна. Ужас Холокоста, показанный через историю двух мальчиков, маленьких настолько, что они еще не понимают, что происходит. Бруно — восьмилетний сын коменданта концентрационного лагеря — обнаруживает неподалеку от своего нового дома странную «ферму», жители которой ходят в полосатых пронумерованных пижамах и жгут что-то в огромных печах. Шмуэль — новый друг Бруно, «живущий» на этой «ферме» за забором из колючей проволоки.
«ЖЕНА СМОТРИТЕЛЯ ЗООПАРКА». Нацисты угрожали смертью любому, кто укрывал еврея, но Антонина и Ян Жабинские, смотрители Варшавского зоопарка, спрятали в опустевших помещениях и клетках для животных несколько сотен человек из гетто. Для того, чтобы прикрыть свою деятельность, супруги организовали на территории зоопарка свиноферму, которая должна была обеспечивать немецкую армию мясом, и постоянно поддерживали контакт с высокопоставленным нацистским чиновником Лутцем Хеком.
«ПИАНИСТ». Жизнь в еврейском гетто Варшавы, население которого за годы войны уменьшилось с 450 тысяч до 37 тысяч человек, показана в биографическом фильме, рассказывающем историю Владислава Шпильмана, одного из лучших пианистов Польши. Картина Романа Полански была удостоена «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля, а также трёх премий «Оскар».
«СВИДЕТЕЛИ». Впервые международная съёмочная группа получила разрешение на съёмки у Стены Плача в Иерусалиме и на территории музейного комплекса Освенцим.
Киноальманах, состоящий из трех новелл, «Туфельки», «Брут» и «Скрипка», объединённых в один фильм, рассказывает о еврейской трагедии в Германии. Первая часть — история обуви от витрины до братской могилы. Вторая — взгляд на Холокост глазами собаки, превратившейся из домашнего любимца в охранника концлагеря. Третья — история одного музыкального инструмента до, во время и после войны.
Комментарии: