Эффективные приемы преодоления дизартрии у детей школьного возраста

Часто дети смешно коверкают и перекручивают слова! Однако, с течением времени, речь у ребёнка может не исправится. В последнее время дизартрия у детей — диагноз не редкий, но неизменно пугающий родителей.

Отличие от других нарушений речи заключается в том, что страдает не артикуляция отдельных звуков, а произношение слов в целом.

Основными симптомами дизартрии выступают:

  1. Нарушение артикуляционной моторики:

— спазм артикуляционных мышц – проявляется постоянным напряжением мускулатуры языка, губ, шеи, лица, плотным смыканием губ;

— гипотония артикуляционных мышц – характеризуется вялостью, неподвижностью языка, полуоткрытым ртом, гиперсаливацией, несмыканием губ, назализацией голоса;

  1. Нарушение звукопроизношения сопровождается искажениями, пропусками, заменой звуков.

— речь может быть медленной, непонятной, невыразительной. Речевая активность снижена.

— нарушается произношение всех звуков. Появляется смягчение твердых звуков, межзубное и боковое произношение свистящих и шипящих звуков.

  1. Нарушение речевого дыхания.

Голос при дизартрии тихий, слабый, монотонный. Часто дети говорят в нос.

  1. Общая моторная сфера детей со стертой формой дизартрии Характеризуется неловкими, скованными, недифференцированными движениями.

Речевое развитие ребенка зависит от характера его отношений со взрослыми, от особенностей общения с ними. Влияние семейного окружения, активное вмешательство его в развитие создают необходимые предпосылки для формирования правильной речи. Участие родителей в ежедневных занятиях значительно сокращает сроки логопедической работы.

Для развития речи и коррекции дизартрии в домашних условиях можно выполнять поочередно такие несложные упражнения артикуляционной гимнастики:

  1. Гимнастика для щек и губ:

— надуть губы и щеки;

— надуть щеки поочередно;

— втянуть щеки (между зубов);

— сымитировать сосательные движения;

— вибрация губами.

  1. Гимнастика для нижней челюсти:

— открыть и закрыть рот, прищелкнув зубами;

— прикусить зубами марлевую повязку, при этом взрослый держит ее и пытается вытащить, постепенно наращивая силу.

  1. Гимнастика для языка:

— облизывание губ;

— упражнение с кусочком сахара: положите кусочек сахара за щеку, чтобы ребенок его рассасывал.

  1. Для развития звукопроизношения существуют специальные скороговорки и потешки.

Так как развитие артикуляционной моторики находится в тесной связи с развитием тонких движений пальцев рук, необходимо совершенствовать ручную умелость. У детей с дизартрией часто наблюдается нарушение движений пальцев и кистей рук, они не могут самостоятельно одеться, причесаться, действовать с мелкими предметами. Поэтому необходимо проводить упражнения, способствующие формированию разнообразных движений пальцев и кистей рук и связывать их с игровой деятельностью ребенка и его повседневной жизнью. Например:

— Действовать с крупными предметами, затем с мелкими.

— Правильно захватывать предметы, удерживать и отпускать их (подбирать игрушки, предметы, разные по размеру, форме, весу).

— Перекладывать предметы с одного места на другое, раскладывать на плотном листе бумаги, ориентируясь на их контуры, заранее нанесенными взрослым.

— Группировать игрушки или предметы по размеру (цвету, весу).

— Раскладывать мелкие предметы: пуговицы, палочки, зерна по небольшим коробочкам или мешочкам.

— Нанизывать бусы, колечки, пуговицы на нитку.

— Передвигать косточки на счетах.

— Вырезать из бумаги картинки по контуру и раскрашивать их.

— Сжимать резиновую губку или теннисный мячик.

— Лепить из пластилина.

— Собирать мозаику.

— Заниматься конструированием.

Родители должны с вниманием относиться к самым незначительным успехам ребенка, положительно оценивать его усидчивость, старание. Своевременно начатая систематическая работа по развитию движений пальцев подготавливает успешное овладение техникой письма. Проводятся следующие упражнения:

— На плотном картоне рисуют контур кисти ребенка с равномерно

разведенными пальцами. Ребенок фиксирует свою руку соответственно контуру.

— Кладет кисть руки на стол и по просьбе родителей поочередно

приподнимает нужные пальцы (если сразу не удается выполнить

упражнение, взрослый придерживает рукой те пальцы, которые должны остаться неподвижными).

— Плотно складывает обе ладони вместе и постукивает пальцами друг о друга (мизинец о мизинец, безымянный о безымянный и т. д.). Для увеличения мышечной нагрузки на каждую пару можно надевать тонкую резинку небольшого диаметра.

— По заданию взрослого ребенок показывает поочередно пальцы по одному, по два, по три: выдвигает вперед второй и пятый пальцы (остальные сжаты в кулак).

— Отбивание такта каждым пальцем, имитация игры на пианино.

— «Отстреливание» ватного шарика (шашки и др.) одним, двумя, четырьмя пальцами.

Домашние занятия с ребенком, страдающим дизартрией, должны предусматривать постепенное развитие точности и плавности движений, нужных для письма. Можно прикреплять бумагу кнопками к столу; использовать на первых порах мягкие карандаши утолщенного диаметра.

Упражнения:

— раскрашивание картинок;

— точное обведение контуров предметов;

— рисование простых предметов по проставленным точкам;

— соединение данных точек линиями разного направления;

— штриховка.

Очень важно суметь убедить ребенка в значимости подобных упражнений, стимулировать его успехи, отмечать ускорение темпа выполнения упражнения, повышение точности движений.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.