Часто дети смешно коверкают и перекручивают слова! Однако, с течением времени, речь у ребёнка может не исправится. В последнее время дизартрия у детей — диагноз не редкий, но неизменно пугающий родителей.
Отличие от других нарушений речи заключается в том, что страдает не артикуляция отдельных звуков, а произношение слов в целом.
Основными симптомами дизартрии выступают:
- Нарушение артикуляционной моторики:
— спазм артикуляционных мышц – проявляется постоянным напряжением мускулатуры языка, губ, шеи, лица, плотным смыканием губ;
— гипотония артикуляционных мышц – характеризуется вялостью, неподвижностью языка, полуоткрытым ртом, гиперсаливацией, несмыканием губ, назализацией голоса;
- Нарушение звукопроизношения сопровождается искажениями, пропусками, заменой звуков.
— речь может быть медленной, непонятной, невыразительной. Речевая активность снижена.
— нарушается произношение всех звуков. Появляется смягчение твердых звуков, межзубное и боковое произношение свистящих и шипящих звуков.
- Нарушение речевого дыхания.
Голос при дизартрии тихий, слабый, монотонный. Часто дети говорят в нос.
- Общая моторная сфера детей со стертой формой дизартрии Характеризуется неловкими, скованными, недифференцированными движениями.
Речевое развитие ребенка зависит от характера его отношений со взрослыми, от особенностей общения с ними. Влияние семейного окружения, активное вмешательство его в развитие создают необходимые предпосылки для формирования правильной речи. Участие родителей в ежедневных занятиях значительно сокращает сроки логопедической работы.
Для развития речи и коррекции дизартрии в домашних условиях можно выполнять поочередно такие несложные упражнения артикуляционной гимнастики:
- Гимнастика для щек и губ:
— надуть губы и щеки;
— надуть щеки поочередно;
— втянуть щеки (между зубов);
— сымитировать сосательные движения;
— вибрация губами.
- Гимнастика для нижней челюсти:
— открыть и закрыть рот, прищелкнув зубами;
— прикусить зубами марлевую повязку, при этом взрослый держит ее и пытается вытащить, постепенно наращивая силу.
- Гимнастика для языка:
— облизывание губ;
— упражнение с кусочком сахара: положите кусочек сахара за щеку, чтобы ребенок его рассасывал.
- Для развития звукопроизношения существуют специальные скороговорки и потешки.
Так как развитие артикуляционной моторики находится в тесной связи с развитием тонких движений пальцев рук, необходимо совершенствовать ручную умелость. У детей с дизартрией часто наблюдается нарушение движений пальцев и кистей рук, они не могут самостоятельно одеться, причесаться, действовать с мелкими предметами. Поэтому необходимо проводить упражнения, способствующие формированию разнообразных движений пальцев и кистей рук и связывать их с игровой деятельностью ребенка и его повседневной жизнью. Например:
— Действовать с крупными предметами, затем с мелкими.
— Правильно захватывать предметы, удерживать и отпускать их (подбирать игрушки, предметы, разные по размеру, форме, весу).
— Перекладывать предметы с одного места на другое, раскладывать на плотном листе бумаги, ориентируясь на их контуры, заранее нанесенными взрослым.
— Группировать игрушки или предметы по размеру (цвету, весу).
— Раскладывать мелкие предметы: пуговицы, палочки, зерна по небольшим коробочкам или мешочкам.
— Нанизывать бусы, колечки, пуговицы на нитку.
— Передвигать косточки на счетах.
— Вырезать из бумаги картинки по контуру и раскрашивать их.
— Сжимать резиновую губку или теннисный мячик.
— Лепить из пластилина.
— Собирать мозаику.
— Заниматься конструированием.
Родители должны с вниманием относиться к самым незначительным успехам ребенка, положительно оценивать его усидчивость, старание. Своевременно начатая систематическая работа по развитию движений пальцев подготавливает успешное овладение техникой письма. Проводятся следующие упражнения:
— На плотном картоне рисуют контур кисти ребенка с равномерно
разведенными пальцами. Ребенок фиксирует свою руку соответственно контуру.
— Кладет кисть руки на стол и по просьбе родителей поочередно
приподнимает нужные пальцы (если сразу не удается выполнить
упражнение, взрослый придерживает рукой те пальцы, которые должны остаться неподвижными).
— Плотно складывает обе ладони вместе и постукивает пальцами друг о друга (мизинец о мизинец, безымянный о безымянный и т. д.). Для увеличения мышечной нагрузки на каждую пару можно надевать тонкую резинку небольшого диаметра.
— По заданию взрослого ребенок показывает поочередно пальцы по одному, по два, по три: выдвигает вперед второй и пятый пальцы (остальные сжаты в кулак).
— Отбивание такта каждым пальцем, имитация игры на пианино.
— «Отстреливание» ватного шарика (шашки и др.) одним, двумя, четырьмя пальцами.
Домашние занятия с ребенком, страдающим дизартрией, должны предусматривать постепенное развитие точности и плавности движений, нужных для письма. Можно прикреплять бумагу кнопками к столу; использовать на первых порах мягкие карандаши утолщенного диаметра.
Упражнения:
— раскрашивание картинок;
— точное обведение контуров предметов;
— рисование простых предметов по проставленным точкам;
— соединение данных точек линиями разного направления;
— штриховка.
Очень важно суметь убедить ребенка в значимости подобных упражнений, стимулировать его успехи, отмечать ускорение темпа выполнения упражнения, повышение точности движений.
Комментарии: