Ваш ребёнок не хочет учиться

Все родители мечтают о том, что их ребенок будет отличником, с первых дней обучения продемонстрирует выдающиеся результаты в области чтения, письма и счета, им будут восхищаться учителя и гордиться школа. И это неудивительно, ведь практически каждый ребенок хочет пойти в школу, стремится к познанию нового, постоянно спрашивает у взрослых: «Что?», «Как?», «Почему?», «Зачем?» и т. д. К сожалению, со временем его желание начинает угасать, и процесс учения перестает казаться таким интересным.

Почему так происходит? Давайте попытаемся найти ответ.

Почему дети плохо учатся

Что же происходит, когда после нескольких недель, месяцев или лет обучения в школе родители вдруг слышат от ребенка фразу «Я не хочу учиться»?

Первая реакция родителей — это возмущение. Они считают, что в сложившейся ситуации виноват сам ребенок. Начинаются упреки и претензии, в ответ на которые дети перестают доверять своим родителям, перестают быть с ними откровенными. И чем больше появляется претензий, тем больше ребенок начинает думать о том, что учеба нужна не ему, а его маме и папе, ведь не случайно именно они заставляют, уговаривают его учиться, даже наказывают его. Почему так происходит?

Как показали результаты исследования голландских ученых, дети 6-11 лет не способны учиться на своих ошибках. Только в 12-13 лет ребенок начинает эмоционально реагировать на сообщения о собственных промахах и неудачах и может извлечь пользу из своего негативного опыта. В таком случае, может быть плохие отметки — это сигнал о том, что ребенку нужна помощь? Ведь именно родители должны воспитать и поддерживать в ребенке интерес к знаниям, стремление постоянно узнавать что-то новое.

Может, мы делаем что-то не так, раз не получаем желаемого результата?

Типичные ошибки, которые допускают родители

1.Родители считают, что у них проблемный ребенок. Иногда родители жалуются на своих детей — не слушается, врет, ленится. Ребенка называют неусидчивым, невнимательным, недостаточно прилежным, неспособным, бесперспективным. К ребенку предъявляют огромное количество претензий: «Ты ничем не интересуешься. Тебе ничего не нужно. Кем ты вырастешь, если у тебя нет желания учиться?» И, наконец, делается вывод: «У нас из-за тебя столько проблем!» Однако, уважаемые родители, такие реакции и слова глубоко травмируют ребенка, лишая его веры в себя. Попробуйте взглянуть на словосочетание «проблемный ребенок» с другой стороны: что, если эти проблемы не у нас, а у наших детей, просто мы этого не видим и не чувствуем? Ведь наши дети подвергаются каждодневным стрессам, которые сопровождают процесс их развития, испытывают всевозможные трудности. Только после того как мы начнем думать таким образом, мы найдем возможность помочь ребенку и тем самым минимизируем собственные проблемы.

2.Родители обесценивают трудности учебной деятельности ребенка. Некоторые родители говорят ребенку: «Тебе же ничего не надо делать — родители тебя кормят, обувают, одевают… Только учись». Как будто это так легко! На самом деле учеба для ребенка — это такая же трудная работа, как и у взрослых. Понаблюдайте за вашим малышом, когда он, например, садится писать буквы. Он напряжен. Причем напряжена не только рука, а все тело. Он помогает себе писать и ногами, и туловищем, а многие дети даже высовывают при этом язык. На основании множества наблюдений можно сделать вывод, что обучение с самого начала требует от школьника приложения огромных усилий. И это неоспоримый факт. То, что кажется нам, взрослым, легким и необременительным занятием, для ребенка — большая и серьезная работа, с которой не так-то просто справиться.  

3.Родители убеждены в том, что любовь ребенок должен заслужить. Надо помнить, что отношение родителей к дочери или сыну ни в коей мере не должно меняться в связи с их школьными успехами или неудачами. Более того, родители должны всячески подчеркивать закономерность успехов и временный характер неудач и показывать ребенку, что всегда, несмотря ни на что, он остается любимым просто потому, что он есть.

Таким образом, уважаемые родители, в потере интереса к учебе ваш ребенок не виноват. Он не может еще понять и объяснить, что затрагивает или обижает его, что мешает ему хорошо учиться. Нотациями, нареканиями, обвинениями и наказанием вы интерес к обучению не вернете. Самое время разобраться в том, какие причины препятствуют формированию у ребенка желания учиться.

Причины отсутствия у ребенка интереса к учению

  1. Высокая тревожность — ребенок боится возможных неудач: боится не успеть и действительно не успевает, боится сделать ошибку и делает их множество, боится плохо выглядеть в глазах одноклассников и не оправдать ожидания родителей и т. д.
  2. Инфантилизм, незрелость ребенка — в 6-7 лет на первом месте по-прежнему сохраняются игровые интересы, а в более старшем возрасте отмечается отсутствие чувства ответственности.
  3. Несоответствие учебной программы возможностям, склонностям и интересам ребенка — учиться слишком трудно или, наоборот, слишком легко -и в том и в другом случае становится неинтересно. С одной стороны, потеря интереса к учебе может возникнуть, если ребенок не имеет необходимой базы знаний, неусидчив, ленив, плохо усваивает материал. С другой стороны, если ребенок хорошо подготовлен, умеет писать, читать, считать, ему приходится выслушивать по десять раз одно и то же, наблюдать, как другие дети с трудом отвечают на простые вопросы. Ему может стать скучно, поскольку все дается очень легко. Он не учится преодолевать трудности, чтобы получить новые знания. Может наступить такой момент, когда от ребенка для усвоения нового материала потребуются усилия, а он уже отвыкнет их прилагать, надеясь на прежнюю базу. И тогда из успевающих учеников он перейдет в категорию отстающих.
  4. Излишняя требовательность со стороны родителей, которая может вызвать протест ребенка против родительских надежд и ожиданий — если родители преувеличенно эмоционально реагируют на плохие отметки в школьном дневнике, ребенок чувствует, что ему не доверяют. Стремление к обособленности, осознание себя как самостоятельной личности могут подавлять его желание учиться.
  5. Конфликты с учителями — у детей очень развито чувство справедливости, и незаслуженные обиды, как и неполученное поощрение, они переживают острее, чем взрослые.
  6. Конфликты с одноклассниками — все, что ассоциируется с совместным времяпрепровождением с одноклассниками, вызывает у ребенка протест и нежелание взаимодействовать.
  7. Трудности с усвоением предмета, отсутствие способностей к определенной учебной дисциплине.
  8. Желание ребенка привлечь к себе внимание родителей — отсутствие интереса к проблемам ребенка, жизнь по принципу «Когда все нормально, мама (папа) меня не замечает. У нее (него) слишком много дел», побуждает ребенка плохими отметками стимулировать взрослых: «Послушайте, я здесь, посмотрите на меня!»
  9. Завышенные ожидания родителей и постоянные упреки от взрослых — когда вы внушаете ребенку всю серьезность и необходимость образования, требуете от него результатов, вы только запугиваете его и таким образом вызываете у него обратную реакцию, ведь психологически он пока не готов быть взрослым.
  10. Скука — ребенку не нравятся предметы, он что-то не понимает, ему надоедает однообразие учебного процесса.
  11. Накопившаяся усталость или стресс — многие дети страдают от ухудшения самочувствия при стрессовой учебной ситуации. Ребенок может отлично знать материал, но растеряться при ответе у доски. Может ощутить физическое недомогание (у него может заболеть живот или голова).
  12. Все интересы ребенка находятся за пределами школьных стен — компьютерные игры, спорт, музыка.
  13. Ребенок часто слышит о том, что «всем в жизни» человек обязан не высоким отметкам в школе и не хорошей успеваемости, а удачливости, умению приспосабливаться к ситуации.
  14. Ребенок уверен в том, что за него обо всем подумают родители — выберут лучших педагогов, поддержат интерес заниматься в любом кружке, поэтому всякий вид деятельности становится ему не интересен.
  15. Отсутствие навыков самодисциплины — трудно сесть за уроки, когда вокруг столько отвлекающих вещей: сначала интересный фильм по телевизору показывают, затем друг позвал поиграть в новую компьютерную игру и т. д. В результате уроки откладываются на потом.
  16. Неуверенность в своих силах, заниженная самооценка — урок выучен

досконально, но когда время доходит до ответа, ребенок теряется и у него не получается                сконцентрироваться.         В результате он может занять крайнюю позицию: «У меня ничего не получается, поэтому я ничего не буду делать, и тогда меня не будут ругать».

  1. Индивидуальные особенности ребенка: медлительность, невнимательность, плохая память, неразвитое мышление — ребенок плохо усваивает материал, постоянно все забывает, не может правильно выразить свои мысли.
  2. Неумение ребенка учиться и получать удовольствие от познания.
  3. Плохая успеваемость во всем классе — ребенок не хочет выделяться из общей массы и быть «белой вороной». У него нет положительного примера для подражания.
  4. Отсутствие преемственности между обучением в детском саду и школой в связи с тем, что ваш ребенок не посещал дошкольные учреждения образования.

Таким образом, уважаемые родители, вы — зеркало для своих детей. И не только в ваших словах, но и в вашем отношении к малышам, в вашем поведении, в ваших реакциях они прочитывают то, какие они, ваши дети, на самом деле. Если родители регулярно демонстрируют ребенку пренебрежение, то, став взрослым, он никогда не поверит в то, что его можно любить. Если   родители не доверяет своему ребенку, то он в последующем будет постоянно сомневаться в себе и в успешности осуществления своих намерений.

Надеюсь, что причины отсутствия интереса ребенка к учению, сформулированные в данной статье, помогут вам посмотреть на проблему школьной неуспеваемости вашего сына или дочери с точки зрения их тревог, их трудностей и переживаний, которые вы сможете преодолеть совместно с вашим ребенком.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.