Организация профильного обучения и предпрофильной подготовки в 2016/2017 учебном году

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

В 2016/2017 учебном году профильное обучение организовано в Х классе и продолжается в ХI классе для тех учащихся, которые обучались в профильных группах в 2015/2016 учебном году.

Профильному обучению на III ступени общего среднего образования предшествует  допрофильная подготовка учащихся.

При организации профильного обучения и допрофильной подготовки учащихся в новом учебном году необходимо руководствоваться Методическими рекомендациями Министерства образования от 30.05.2016 № 05-20/94 «Об организации в 2016/2017 учебном году допрофильной подготовки и профильного обучения на III ступени общего среднего образования» (далее – Методические рекомендации).

Организация профильного обучения в учреждении общего среднего образования может быть только при соблюдении всего комплекса условий (Методические рекомендации раздел III «Организационно-управленческие основы формирования сети профильных классов в регионе»)

ОРГАНИЗАЦИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.

  1. Порядок формирования X классов в учреждении общего среднего образования.

Зачисление учащихся в профильные классы средних школ проводится на конкурсной основе по результатам обучения на II ступени общего среднего образования: отметки не ниже 7 баллов по профильным учебным предметам, средний балл свидетельства об общем базовом образовании – не ниже 6. В профильные классы без учета среднего балла свидетельства об общем базовом образовании и отметок по профильным предметам зачисляются победители третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады по соответствующим (профильным) учебным предметам.

Зачисление в X класс, в котором все учебные предметы изучаются на базовом уровне, осуществляется в соответствии с пунктом 94 Положения об учреждении общего среднего образования.

При формировании X классов в учреждении образования необходимо учитывать:

1) количество выпускников IX классов, желающих продолжить обучение на III ступени общего среднего образования (в целом, в другом учреждении образования, например, в лицее и непосредственно в данном учреждении образования);

2) количество потенциальных учащихся X профильных классов (т.е. учащихся IX классов, имеющих отметки не ниже 7 баллов по профильным учебным предметам и средний балл свидетельства об общем базовом образовании  не ниже 6 баллов) и их индивидуальных запросах, потребностях и способностях;

3)  количество учащихся X классов, желающих изучать все учебные предметы на базовом уровне и (или), изучая все предметы на базовом уровне, осваивать образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих) (за счет учебных часов факультативных занятий; возможна организация обучения на базе учреждений профессионально-технического образования).

  1. Модели формирования X профильных классов в учреждении общего среднего образования.

При реализации профильного обучения возможно несколько моделей формирования X классов:

модель 1: объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне одинаковые учебные предметы;

модель 2: объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне разные учебные предметы;

модель 3: объединение в одном классе учащихся, изучающих отдельные учебные предметы на повышенном уровне и изучающих все учебные предметы на базовом уровне.

В школе с 2015/2016 учебного года организовано профильное обучения по модели 3 в  X классе с изучением трёх предметов на повышенном уровне и открыты две группы:

— математика и русский язык;

— английский язык и русский язык.

В 2016/2017 учебном году организовано профильное обучения по модели 3 в  X «А» классе с изучением трёх предметов на повышенном уровне и открыты две группы:

— биология и русский язык;

— английский язык и русский язык.

Учащиеся успешно осваивают выбранные учебные предметы на повышенном уровне. По итогам аттестации учащихся, которые обучаются в профильных группах, отмечается 100% качество обученности.


Предпрофильная подготовка в школе является, по сути, подготовительным этапом профилизации. Она ориентирована на:

–  выявление интересов и склонностей, способностей школьников;

– оказание психолого-педагогической помощи школьникам в выборе профиля образования;

–развитие широкого спектра познавательных интересов и познавательной активности;

– формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования.

Предпрофильная подготовка представляет собой совокупность образовательных программ, реализуемых параллельно образовательной программе основного общего образования и обеспечивает формирование социально-образовательных компетенций ответственного выбора жизненного пути, и, в частности, способствует осознанному самоопределению учащихся основной школы в отношении выбора образовательной программы общего среднего образования.

Предпрофильная подготовка осуществляется в рамках основного образования поэтапно. В школе можно выделить три этапа предпрофильной подготовки:

1) предварительный этап (при завершении обучения в 8 классе) – выявление образовательного запроса учащегося;

2) основной этап (период обучения в 9 классе) – моделирование видов образовательной деятельности и принятия решения в различных образовательных ситуациях;

3) завершающий этап (при окончании 9 класса) – оценка готовности школьника к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе.

Основными структурными компонентами базовой модели предпрофильной подготовки в школе являются:

  • информирование;
  • психолого-педагогическое сопровождение;
  • факультативные занятия.

Первые два компонента призваны обеспечить учащихся информацией для осознанного выбора формы продолжения образования и профиля дальнейшего обучения; сформировать у них умения объективно оценивать свои способности к обучению по различным профилям. Содержательное наполнение этих компонентов связано с информационным и психолого-педагогическим сопровождением в рамках учебного расписания; индивидуальным и индивидуально-групповым консультированием психолога; с диагностикой и тестированием.

Информационная работа: информация на сайте школы, буклеты, встречи с представителями средних специальных и высших учебных заведений и т. п.), определение мероприятий по организации информирования родителей и учащихся о возможностях образовательной сети.

Психолого-педагогическое сопровождение ориентировано на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в принятии решения о выборе профиля обучения, направления дальнейшего образования, а также на создание условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.

Факультативные занятия дают  возможность учащимся осуществить «пробу сил» в той или иной сфере человеческой деятельности. Они предполагают изучение и преобразование предметов и процессов, характерных для различных сфер человеческой деятельности. При этом используется понятие «профильная проба» – форма организации учебной деятельности учащихся в рамках предпрофильной подготовки, нацеленная на их профильное самоопределение относительно того или иного конкретного профиля обучения.

Таким образом, система работы по предпрофильной подготовке учащихся в школе включает педагогическую диагностику, вовлечение родителей в процесс самоопределения учащихся (и в определение профиля их обучения на третьей ступени), знакомство с образовательными услугами и возможностями, предлагаемыми будущим выпускникам школы, тренинги самопознания и самоопределения.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.