Профилактика проблемного поведения подростков

Многие учащиеся считают, что для решения спора или конфликтной ситуации можно использовать физическую силу. Чаще всего обычная драка не воспринимается как уголовно наказуемое действие, и дети не осознают, какой урон здоровью, а иногда и жизни, они могут нанести. Как правило, школьные ссоры, драки заканчиваются травмами, синяками и более серьезными телесными повреждениями, в результате чего нарушается здоровье и психика пострадавшего. О том, к каким правовым последствиям может привести драка, дети часто не задумываются, так как ими движет сильная обида, злость, другие негативные эмоциональные проявления. Учиться жить среди людей и общаться с ними нелегко, приходится осваивать и применять различные формулы поведения, преодолевать трудности непонимания. Нет ничего более болезненного, чем быть осмеянным, оскорбленным или отверженным другими. Часто такие ситуации приводят к дракам. Драка – это взаимные побои, вызванные ссорой, скандалом. Побои – это удары по телу, цель которых – причинить физическую боль определенному человеку. Последствием побоев (ударов руками и ногами), а также иных действий (заламывание рук и ног, сдавливание частей тела, волочение и проч.) могут стать ссадины, кровоподтеки, ушибы.

Согласно Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях с 14 лет учащиеся несут административную ответственность за умышленное причинение телесного повреждения, иные насильственные действия, за мелкое хищение, умышленные уничтожение либо повреждение имущества, мелкое хулиганство и другие правонарушения.

В современном мире достаточно сложно противостоять мнению сверстников, друзей, коллектива, если оно отличается от твоего. Каждому человеку необходимо учиться конструктивно отстаивать свою позицию, точку зрения, формировать умение в различных ситуациях сказать «нет». Необходимо учиться брать ответственность на себя, самостоятельно выбирать модель поведения, которая не навредит ни самому себе, ни окружающим.

Каждому человеку необходимо формировать в себе такие качества как ответственность и самоконтроль, которые позволяют преодолевать жизненные трудности, противостоять негативному влиянию, достигать поставленных целей, учиться не поддаваться манипуляциям, быть успешными, добрыми людьми, готовыми принимать решения. Развивая ответственность в себе, мы делаем мир лучше и содействуем собственному развитию.

Профилактика преступлений и правонарушений

Правонарушение – виновное противоправное деяние дееспособного лица, которое наносит вред обществу. Под правонарушением понимается такое неправомерное поведение человека, которые выражается в действии или бездействии. Правонарушениями не могут быть мысли, чувства, помыслы, так как они не определенном поведенческом акте. Бездействие является правонарушением в том случае, если человек должен был совершить определенные действия, предусмотренные нормами права (оказать помощь, заботиться о детях и т.д.), но не совершил их.

Признаки правонарушения:

  • Действие или бездействие;
  • Противоправность поведения (при этом не имеет значения тот факт, что правонарушитель не знает требований закона);
  • Виновное поведение человека;
  • Причинение вреда обществу, государству, гражданам либо создание угрозы наступления такого вреда. Надо заметить, что не всякое причинение вреда является правонарушением
  • Совершение деяния дееспособным лицом.

В зависимости от того, как правонарушитель относится к названным компонентам, выделяют две формы вины:

  • Умысел
  • Неосторожность

Умысел наличествует, когда лицо осознает противоправность деяния, предвидит наступление общественно опасных последствий и желает их наступления (прямой умысел) либо осознает противоправность деяния и наступление общественно опасных последствий, но не желает, а только сознательно допускает их наступление (косвенный умысел). Вина в форме неосторожности подразделяется на два вида:

  • Легкомыслие;
  • Небрежность

При легкомыслии лицо предвидит возможность наступления общественно опасных последствий своего деяния, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение. При небрежности лицо не предвидит возможности наступления общественно опасных последствий своего деяния, хотя должно было и могло их предвидеть; деяние влечет меры государственного воздействия, в том числе меры юридической ответственности.

Все правонарушения по степени их общественной опасности делятся на проступки и преступления. Поскольку и преступление, и проступок – разновидности правонарушения, то их основные характеристики: противоправность, виновность, наказуемость, антиобщественная направленность. Различия между преступлением и проступком заключены в степени общественной опасности деяния.

Преступление – это правонарушение, несущее высокую социальную опасность. К преступлениям относятся убийство, умышленное причинение вреда здоровью, изнасилование, грабеж, вымогательство, хулиганство, терроризм и т.д. Все деяния, которые запрещены уголовным законодательством и за которые следуют строгие наказания.

Проступок – правонарушение, которое характеризуется меньшей степенью социальной опасности. За проступки полагаются наказания неуголовного характера – штрафы, предупреждения, возмещение ущерба. Как правило, выделяют следующие основные виды проступков:

  • Дисциплинарные
  • Административные
  • Гражданско-правовые

Тема сегодняшней встречи замечательно раскрывается в книге Ю.Б.Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», которую следует прочитать каждому родителю.

Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики. Можно выделить четыре основные причины серьезных нарушений поведения детей:

  1. Борьба за внимание. Если ребенок не получает внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: он не слушается. Родители то и дело отрываются от своих дел, делают замечания.
  2. Борьба за самоутверждение. Это борьба против чрезмерной родительской власти и опеки. Знаменитое требование «Я сам» двухлетнего малыша сохраняется в течение всего детства, особенно обостряясь у подростков. Если родители слишком часто делают замечания и дают советы, а их критика слишком резка, опасения преувеличены, то ребенок «восстает».
  3. Желание отомстить. Дети бывают часто обижены на родителей, например, если мать разошлась с отцом, или ребенка отлучили от семьи (он у бабушки), или родители уделяют больше внимания младшему и т.п. В глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности все те же протесты.
  4. Потеря веры в собственный успех. Может случиться, что ребенок переживает неблагополучие в какой-то одной области, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика не сложились отношения в классе, а следствием стала запущенная учеба; в другом случае неуспехи в школе приводят к вызывающему поведению дома.

Уважаемые родители! Напоминайте детям о правилах безопасного поведения и соблюдении электро- и пожарной безопасности, правил дорожного движения, правил безопасного пользования Интернетом. Желаем Вам хороших, а главное безопасных каникул.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.